Бальное танго

Спортивный танец, участвующий в программах международных конкурсов наряду с фокстротом, венским вальсом и др. Отличие от аргентинского — отсутствие импровизации. Все движения соответствуют определённым правилам, начиная с положения головы, корпуса тела и заканчивая шаговыми элементами. Бальное танго от аргентинского отличает также и ритм мелодии — в ритме бального танго присутствуют ударные инструменты, что добавляет ему больше четкости. По характеру звучания мелодия бального стиля танго может немного напоминать имперский марш. Аргентинское танго более плавно и мелодично.

ТАРАНТЕЛЛА

Тарантелла (итал. Tarantella) — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, ³/8. Характерной особенностью тарантеллы является ритмический рисунок, насыщенный триолями.

Этот стремительный танец исполняется одной или несколькими парами, иногда сопровождается пением.

В Италии раньше считали, что укус апулийского тарантула опасен для человека, хотя это не так, и придумали необычный способ лечения - плясать до упаду. Так этот танец и появился.

Тарантелла – это южно-итальянский народный танец. Его имя произошло от названий города Таранто и паука тарантула, который всех заставлял танцевать под свою дудку. В каждом регионе танец танцуют по-своему, но везде – в бодром темпе.

Тарантеллу танцуют и в паре – часто в супружеской паре, грациозно и элегантно, под соответствующую музыку – и соло: по легенде, для того, чтобы выжить после укуса тарантула, надо раздавить паука и танцевать на нём несколько часов или даже дней под стремительную музыку, пока окончательно не поправишься. Шутки шутками, а этот танец на полном серьёзе применялся в прошлые века для лечения невротиков и всякого рода маний. Врачи даже спорили между собой, что больше приносит пользы – физические движения или музыка.

Танец возник в Неаполе в XV веке и быстро начал распространяться от одного города к другому. Предполагается, что это смесь испанских танцев и мавританских. В Неаполе этот танец применялся для ухаживания за девушкой и исполнялся парой. Часто так бывает, что один старается танцевать быстрее другого и в итоге танец превращается в состязание кто кого перепляшет. Для музыкантов в этом случае главное – не зевать, а поддерживать нужный темп. Тарантелла сопровождается быстрой и весёлой музыкой, резкими жестами и даже иногда пением.

Иногда танцующие идут по кругу друг за другом, этот круг всё время увеличивается, пополняется новыми участниками. Направление круга всё время меняется, темп музыки меняется – и танцуют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из сил и не начнёт сбиваться. Этот вариант тарантеллы часто танцуют на итальянских свадьбах.

Тарантелла (итал. tarantella) - итал. танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. С историей Т. связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий Т. считалась единств. средством излечения "тарантизма" - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название насекомого, так же как и танца, производят от названия южноитал. города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали спец. оркестры, под игру к-рых танцевали больные тарантизмом. Музыка Т. обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе Т. часто лежали какой-либо один мотив или ритмич. фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение к-рых оказывало завораживающее, "гипнотическое" действие на слушателей и танцующих.


Мелодия народной тарантеллы (запись С. Стораче, опубл. в 1753).

Хореография Т. отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться неск. часов; муз. сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и нек-рыми др. удар. инструментами, иногда с участием голоса.


Тарантелла из собрания Ф. К. Сида. Испания. 1787.

Со временем Т. стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер. Как один из самых примечат. танцев Италии, Т. описана многими путешественниками 18-20 вв., среди к-рых А. Л. Ж. де Сталь. И. В. Гёте. Р. М. Рильке писал в письме от 20 февр. 1907: "Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний - и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды" (Rilke R. M., Briefe aus den Jahren 1906 bis 1907, Lpz., 1930, S. 187). В нек-рых операх и балетах 19 в. (Ф. Лахнер, Л. и Ф. Риччи, Э. Вольф-Феррари и др.) Т. получает сценич. воплощение (наиболее известен балет Ж. Коралли "La Tarentule", пост. в 1839 в Париже и Лондоне). Нац. характерность и темпераментная ритмика Т. привлекли к ней внимание зап.-европ. (см., напр., финал сонаты для фп. ор. 70 Вебера, No 45 из "Песен без слов" и финал "Итальянской симфонии" Мендельсона, тему гл. партии 1-й части симфонии "Гарольд в Италии" Берлиоза, "Тарантеллу" ор. 43 Шопена, тарантеллу из цикла "Венеция и Неаполь" Листа, вок. тарантеллы Дж. Россини и Ж. Бизе) и рус. (см., напр., "Тарантеллу" для фп. Глинки, 4-ю часть сюиты для 2 фп. ор. 17 Рахманинова, 1-ю вариацию в Па-де-де из 2-го д. "Щелкунчика" и одну из тем "Итальянского каприччио" Чайковского, 1-ю вариацию из 3-го д. "Раймонды" Глазунова) композиторов. Т. создавались и как эффектные виртуозные пьесы в духе Perpetuum mobile (напр., Т. для скрипки Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасате, К. Шимановского, С. И. Танеева). К жанру Т. неоднократно обращались композиторы 20 в. (осн. тема "Празднеств" из "Ноктюрнов" Дебюсси; балетная сюита ор. 130 Регера; "Серенада" для фп., фагота, трубы, скрипки и виолончели ор. 46 Казеллы; "Отклонения на тему" для фп. с оркестром ор. 21 Бриттена; "Грабёж" из балета "Блудный сын" и Т. из "Детской музыки" ор. 65 Прокофьева), иногда - с целью воссоздания местного колорита и времени действия (напр., No 22 - Народный танец из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева).

В ряде случаев Т. оказывалась объектом искусной стилизации, в т. ч. в рамках неоклассицизма (напр., 4-я часть "Пульчинеллы" и 2-я часть сюиты для малого оркестра Стравинского, 2-я часть скрипичной сонаты in E Хиндемита).

ТОККАТА

Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.

Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича. В 16-18 веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла (например, циклы токкат у И. С. Баха).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: