Процедура проведения. Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе крут и характер взаимодействия ребенка с окружающими его

Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе крут и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителя­ми. Построение и содержание беседы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Построение и содержание беседы

Этап беседы Высказывания-побужде­ния психолога Действия психолога
Установление контакта «Я знаю, что любой человек не любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе по­пытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты» Организация сотрудни­чества с ребенком, сня­тие настороженности, присущей началу общения
Построение круга («дома») общения «Давай представим, с кем и где тебе прихо­дится общаться в те­чение всего дня, каж­дому найдем место («дом») в этом круге твоего общения Рисует (или предлагает готовый) круг. Делит (или объясняет разделение) круг на сек­торы (сферы общения). Вертикальная черта раз­деляет секторы: «школа» и «вне школы»; горизон­тальная — выделяет секторы «сверстники» и «взрослые»




Окончание таблицы 1

Этап беседы Высказывания-побужде­ния психолога Действия психолога
«Заселение» круга общения «Теперь надо засе­лить каждый "дом" людьми, с которыми тебе приходится стал­киваться более близ­ко. Это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, прия­тели), но среди них могут оказаться и не­приятные; ты бы с ними и не хотел об­щаться, но приходит­ся это делать по са­мым разным причи­нам» «Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с по­мощью условного обозна­чения (прямоугольника на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимо­действия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе
Выявление круга симпатий — анти­патий «Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сло­жились добрые отно­шения, и тех, обще­ние с которыми тебя огорчает. Давай бу­дем использовать два карандаша: темный — недоброжелательный» и светлый — «радост­ный», «приветливый» В ходе штриховки прямо­угольников красным или синим карандашом психо­лог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штри­ховки выявляется выра­женность модальности пе­реживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе
Выявление меры взаимопринятия участников обще­ния с точки зрения ребенка «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один маленький — в цент­ре; здесь поместим тебя, напишем твое имя.С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен» С помощью линии соответ­ствующего цвета показы­вается модальность взаимо­отношений (симпатия, ан­типатия) между участни­ками круга общения. С помощью стрелки обо­значаются направление и мера выраженности отно­шений (до внутренней или внешней окружности и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: