Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе крут и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Построение и содержание беседы представлены в табл. 1.
Таблица 1
Построение и содержание беседы
Этап беседы | Высказывания-побуждения психолога | Действия психолога |
Установление контакта | «Я знаю, что любой человек не любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты» | Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущей началу общения |
Построение круга («дома») общения | «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения | Рисует (или предлагает готовый) круг. Делит (или объясняет разделение) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы: «школа» и «вне школы»; горизонтальная — выделяет секторы «сверстники» и «взрослые» |
Окончание таблицы 1
|
|
Этап беседы | Высказывания-побуждения психолога | Действия психолога |
«Заселение» круга общения | «Теперь надо заселить каждый "дом" людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко. Это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), но среди них могут оказаться и неприятные; ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится это делать по самым разным причинам» | «Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Выявление круга симпатий — антипатий | «Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — недоброжелательный» и светлый — «радостный», «приветливый» | В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка | «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один маленький — в центре; здесь поместим тебя, напишем твое имя.С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен» | С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия, антипатия) между участниками круга общения. С помощью стрелки обозначаются направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.) |