Диагностические возможности

Т.Ю.АНДРУЩЕНКО

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОБЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Рекомендовано

Советом по психологии УМО по классическому

университетскому образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальностям психологии

Москва

АСАОЕМА


I. ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «МОЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ»

Диагностические возможности

Консультативная беседа, опосредованная графическими при­емами, дает возможность выявить характер переживаний ребен­ком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми, т. е. собственно субъективную составляющую социальной ситуации раз­вития. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с за­дачами развития в тот или иной период его жизни, психолог мо­жет определить достаточность и необходимость сложившихся ус­ловий возрастного и личностного становления.

Показаниями к применению данной методики могут высту­пать:

• трудности возрастного развития младшего школьника и под­ростка (принятие возрастного статуса, необходимость оценки осо­бенностей социальной ситуации развития и др.);

• межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении младшего школьника или подростка родителями, учи­телями или сверстниками;

• внутриличностные конфликты ребенка, проявляющиеся в оди­ночестве, замкнутости, агрессии, жестокости и др.;

• нарушение школьного поведения (пропуск уроков, сниже­ние успеваемости и т.д.).

Диагностическая процедура построена на основе приема графи­ческого и цветового опосредствования. Целенаправленная перефо­кусировка сознания ребенка с «прямого» обсуждения содержания переживаний на «опосредствованное» (обсуждение графических средств их выражения) позволяет в формате консультативной бе­седы, во-первых, вывести и объективировать психологические про­блемы ребенка в продуктах графической деятельности; во-вторых, соединить недифференцированные, до конца не осознаваемые пе­реживания с их предметами; в-третьих, провести обсуждение воз­никших затруднений, опосредованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты.

В работе с подростками данный методический прием исполь­зуется и на психокоррекционном этапе консультирования. Благо­даря более открытой инструкции в ходе совместной работы пси-


холога с подростком возможно обсуждение всех групп отношений с социумом, а также выяснение желаемых для подростка отноше­ний, рассмотрение путей и способов изменения конфликтных вза­имоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: