Направления анализа
Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения ребенка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, итог работы — заполненный крут общения) предполагает:
1) сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;
2) сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;
3) выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);
4) выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).
Диагностическими показателями итога беседы («заселенный» ребенком круг общения) могут рассматриваться:
количество участников общения в каждой сфере и ситуации в целом (крайние показатели — «сверхзаселенность», «малозаселен-ность», «незаселенность» того или иного сектора, всего круга;
|
|
преобладающая модальность отношений (положительная, отрицательная) в каждой сфере общения и ситуации в целом;
мера взаимности отношений (односторонние, взаимные) в каждой сфере общения и ситуации в целом;
пропорции отношений (равные и диспропорциональные): объем и сила чувств, адресованных другим, либо превышают те, которые ребенок получает от других, либо чувства, получаемые от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим;
гомогенность/гетерогенность круга общения в каждой сфере (однополый или разнополый, одновозрастной или разновозрастной состав участников общения).