Диагностические возможности

Предлагаемая процедура беседы с родителями ребенка позво­ляет наглядно увидеть и охарактеризовать следующие аспекты со­циальной ситуации развития:

объективную картину реальных событий и обстоятельств жиз­ни ребенка, его положение в окружающем социуме, связи, вза­имоотношения с членами семьи и другими взрослыми и детьми;

субъективную картину, связанную с переживанием ребенком этих событий, обстоятельств, взаимоотношений, с позиции родителей.

У консультанта и родителей ребенка появляется возможность проанализировать изменения содержания социальной ситуации на каждом возрастном этапе жизни ребенка.

В процессе беседы консультант может выявить родительские ус­тановки, их представления о внутреннем мире ребенка, психоло­гические защиты, готовность взрослых к изменению своих воспи­тательных воздействий. Фиксация последовательности событий и связанных с ними переживаний создает условия для рефлексии родителями целостной картины жизни ребенка, причинно-след­ственных связей, локуса ответственности за сложившуюся ситуа­цию.

Построение беседы определенным образом позволяет консуль­танту выбрать и удержать необходимый для совместной работы фокус обсуждения. Рассказ родителей об истории развития их ре­бенка в заданном ключе дает консультанту возможность целенап­равленно выбрать необходимую стратегию обсуждения собранных фактов и мнений.

И, наконец, документально зафиксированные результаты бесе­ды с родителями позволяют неоднократно возвращаться к графи­ческому изображению истории жизни ребенка, сравнивать с ним результаты диагностических проб, полученных в ходе работы с ре­бенком (например, беседа «Радости и огорчения в моей жизни»).

Показаниями к использованию такого варианта беседы могут выступать:

1 Разработана и апробирована в практике школьной психологической службы в совместной работе с Н.В. Карабековой.


трудности возрастного развития дошкольника, младшего школьника и подростка (принятие возрастного статуса, оценка особенностей социальной ситуации развития и др.);

• межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении ребенка родителями, учителями или сверстниками;

• внутриличностные конфликты ребенка, проявляющиеся в одиночестве, замкнутости, агрессии, жестокости и др.;

• нарушение поведения школьника (пропуск уроков, сниже­ние успеваемости и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: