Обработка и интерпретация данных

Характер высказываний, сопровождающих выполнение совме­стного задания, позволяет увидеть значимость того или иного со­держания событий жизни ребенка, определившего силу его пере­живаний.

Если у одних детей радостные события связаны с приобрете­нием того или иного предмета (магнитофона, велосипеда и др.), с приобщением к новому статусу (поступление в школу, переход в новый класс), то у других — с появлением подруги, друга. Огор­чения в жизни один ребенок связывает с потерей вещей, болез­нью, другой — с появлением того или иного «нехорошего» чело­века в его жизни, с отчаянным поступком.

Различие в содержании событийного ряда жизни позволяет увидеть избирательные, ценностно-смысловые отношения ребен­ка ко многим сторонам его жизнедеятельности, уникальный опыт переживания успеха, радости, личностные ресурсы, позволяю­щие преодолеть трудности, а также сложившиеся способы их пре­одоления.


Случай Люды С.

История обращения родителей девочки в консультацию обсуж­далась в разделе пособия, посвященном методике «Мой круг об­щения». Там же представлены и результаты других методик. В ходе беседы психолог вместе с Людой построил следующую «дорогу жизни», с ее радостями и огорчениями:

Рис. 5. «Дорога жизни» Люды С.

У девочки преобладает безрадостное, конфликтное мироощу­щение в течение таких этапов, как детский сад, II, III, IV клас­сы; несколько раз это выливалось в отчаянные поступки — побе­ги. Радостные события падают на домашний ранний период жиз­ни, поступление в первый класс и начало обучения в IV классе. Девочка благополучно чувствует себя со взрослыми в раннем дет­ском возрасте и в I, IV классах находит свою радость в общении с учителями. Основное содержание жизненных огорчений связано также с общением со взрослыми: побеги из детского сада, из дома из-за воспитателей и родителей, безрадостное общение с учите­лем во II и III классах и наконец появление «плохого» учителя в IV классе. В данном случае можно говорить о преобладающей ори­ентации девочки на взаимоотношения со взрослыми, именно с ними у нее связаны трудности и «протесты». Эта графическая бе­седа показала, что общение со сверстниками у Люды никак не актуализировано.

Анализ консультативных бесед «Мой круг общения» и «Радо­сти и огорчения в моей жизни» дают возможность говорить о не­котором запаздывании возрастного развития этой девочки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проведите с ребенком школьного возраста графическую беседу «Ра­дости и огорчения моей жизни» (предпочтительно с тем ребенком, с ро­дителями которого вы проводили беседу об истории его развития), дайте анализ ее результатов, дополнительно проанализируйте опыт проведения.





2. Сопоставьте данные об истории жизни ребенка, полученные в ходе беседы с его родителями, и данные графической беседы «Радости и огор­чения моей жизни». В чем ценность стереоскопического анализа ситуа­ции развития ребенка?

3. Какова позиция ребенка в обсуждении различных сторон своей внеш­ней, событийной и внутренней, субъективной (план переживаний) жиз­ни? Какие особенности беседы, высказывания ребенка свидетельствуют о ней?

4. Какими могут быть дальнейшие перспективы консультационной ра­боты с ребенком, его родителями? Выскажите предположение о психо­логических проблемах развития ребенка, «подсказанных» вам графиче­ской беседой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: