Как всё началось: обзор Бытие 1

Если мы хотим правильно понять вторую главу Библии, нам надо прежде понять, что произошло в первой. Поэтому мы сделаем тут краткий обзор рассказа о сотворении, как мы исследовали его в книге «Родословие жизни – первая глава Библии и естествознание».

В самом «начале» Бог сотворил вселенную, «небо и землю». Как ясно из самого слова «начало», они, однако, не были неизменными и готовыми, а развивались со временем, становясь тем, что представляют собой сегодня. Во втором предложении обзор сужается до Земли, её состояние описывается как хаос – тоhу-ва-воhу. С одной стороны, она была окутана непроницаемым облачным покровом и погружена во тьму, с другой – покрыта водой. В этом предложении сообщаются две крайне важные вещи, которые нельзя пропустить и забыть.

· Понятие тоhу-ва-воhу в древнееврейском языке выражает высшее проявление разрушения, удалённости от Бога и обездоленности. С Землёй тут что-то уже не в порядке, уже происходит нечто, не соответствующее намерениями Бога. Вся планета отныне под двумя противоположными знаками: с одной стороны действует Бог, но с другой стороны какие-то противостоящие Ему силы производят разрушения и изъяны.

· Во-вторых, сказано, что Дух Божий «оберегающе парил» над водами поражённой этими силами Земли. Употреблённое тут слово рихеф обозначает порхание хищных птиц над своими птенцами, то есть выражает содействие молодой, развивающейся жизни. Получается, что в водах погружённой в хаос Земли были формы жизни, и Бог способствовал их дальнейшему развитию.

Потом описывается поэтапное развёртывание на Земле этой жизни. После поднятия суши возникают наземные растения, затем морские животные, сухопутные животные и, наконец, люди. В последней фразе весь этот процесс обобщён в таких словах:

Вот происхождение (толедот) неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо. (Быт. 2:4)

Еврейское слово толедот – это конкретно служит для обозначения родословного списка, и, действительно, рассказ о сотворении – это генеалогическое древо, похожее на другие толедот – таблицы народов в Писании, полные слов, выражающих понятия, связанные с плодовитостью и размножением. Восходящее развитие жизни на Земле основано, таким образом, с одной стороны, на ряде совершенно естественных рождений, а с другой – в то же время на случаях сверхъестественного вмешательства, например, в трёх творческих действиях Бога: сотворении материи в начале («Большой взрыв», Быт. 1:1), сотворении душевной жизни (кембрийский взрыв, Быт. 1:21) и сотворении людей как духовных существ (культура, Быт. 1:27).

Третий факт, имеющий решающее значение для понимания текста, таков: хотя всё, что делает в этом падшем мире БОГ, «хорошо весьма» (Быт. 1:31), со времени тоhу-ва-воhу мы наблюдаем борьбу. В рассказе даже подчёркивается, что, в конце концов, подготовка к большой войне завершена:

Так совершены небо и земля и всё воинство их. (Быт. 2:1)

Употреблённое здесь слово цава = воинство, армия обозначает боевые силы, и поэтому надо ожидать, что в следующей главе дело дойдёт до первых военных действий. И именно это и происходит в действительности, потому что в идиллическом местечке на нашей Земле начинается сверхъестественное наступление на человечество и развёртывается война, в которой не может быть нейтралитета. Всё начинается совершенно невзрачно...



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: