В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура управления Банка России включает Национальный банковский совет, председателя Банка России, совет директоров.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Органы управления ЦБ РФ. Коллегиальный орган Банка России – Национальный банковский совет. Его численность составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа его членов, трое - Государственной Думой из числа ее депутатов, трое - Президентом, трое - Правительством. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.
Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. В компетенцию Национального банковского совета входит:
1) рассмотрение годового отчета банка;
2) утверждение общего объема расходов на содержание служащих Банка и капитальных вложений;
3) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
4) рассмотрение проекта основных направлений государственной денежно-кредитной политики и прочие вопросы, касающиеся деятельности банка.
5) реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы;
Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя более трех сроков подряд.
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Они работают на постоянной основе в Банке России, назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.
Совет директоров:
1. принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
2. об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
3. о величине резервных требований;
4. об изменении процентных ставок Банка России;
5. об определении лимитов операций на открытом рынке;
6. об участии в международных организациях; о применении прямых количественных ограничений;
7. о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца и т.д.
Решения Совета директоров по основным вопросам подлежат обязательному опубликованию в официальном издании - "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня принятия этих решений.
Организационная структура - центральный аппарат, находящийся в г. Москва, территориальные учреждения (ТУ), расчетно-кассовые центры (РКЦ), другие организации, включающие вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, в том числе подразделения безопасности и объединение инкассации.
Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Территориальные учреждения могут создаваться в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов РФ.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, когда создание территориальных учреждений невозможно. Полевые учреждения Банка России имеют статус воинских.
Согласно данным ЦБ РФ в настоящее время в России действует 79 территориальных учреждений, 472 расчетно-кассовых центра, 23 департамента центрального отделения, 5 отделений Московского ГТУ (главное территориальное управление Банка России), Центральное хранилище, сеть межрегиональных хранилищ, 5 организаций программно-технического комплекса и ряд организаций, обеспечивающих функционирование Банка России
-33
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику и разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор); и некредитных финансовых организаций;
10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ с 1 января 2016 года статья 4 будет дополнена пунктом 14.1 следующего содержания: "14.1) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;".
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ положения пункта 14 статьи 4 в части утверждения Банком России отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций применяются с 1 января 2015 года.
14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
16.2) осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16.3) самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами
Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги, собственные облигации и депозитные сертификаты, иностранную валюту, драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
3) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
4) выдавать поручительства и банковские гарантии;
5) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
6) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
7) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
8) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Банк России не имеет права:
1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением военнослужащих и служащих банка;
2) приобретать акции организаций;
3) осуществлять операции с недвижимостью;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью;
5) пролонгировать предоставленные кредиты.
Исключения могут быть сделаны по решению совета директоров.
-34-
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
· краткую характеристику состояния экономики;
· прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
· количественный анализ причин отклонения от целей политики, заявленных Банком России на текущий год;
· два варианта прогноза развития экономики на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
· прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
· интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
· варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
· план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
- реализации политики валютного регулирования и валютного контроля.
Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых ЦБ РФ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.
Инструменты:
1. Операции на открытом рынке. Они представляют собой покупку и продажу ЦБ РФ ценных бумаг. Продажа поведет за собой сокращение денежной массы. Считается самым эффективным инструментом денежно-кредитной политики. Используют два вида операций: прямые сделки (т.е. с немедленной поставкой) и сделки репо (означают покупку ценных бумаг с обязательством выкупить их обратно через определенный срок). По типам операции открытого рынка делятся на динамические (направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы) и защитные (направлены на поддержание стабильности финансовой системы в случае неожиданного отклонения).
2. Рефинансирование банков. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег. ЦБ РФ может влиять на объем рефинансирования двумя способами: воздействуя на величину процентной ставки по кредитам (растет ставка, растет стоимость кредитов ЦБ РФ, сокращается объем заимствований); и величины кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования.
Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования путем выдачи ссуд и предполагает определение ЦБ РФ целей, условий и сроков кредитования.
Рефинансирование используется как инструмент стабилизации банковской системы (предоставление дополнительных резервов в кризисный период). Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную сферу.
3. Резервные требования. Банк России имеет право требовать
от банков, хранить резервы в определенной пропорции к депозитам. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор
и соответственно денежную массу (и наоборот). Повышение
нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов.
4. Депозитные операции — привлечение свободных денежных
средств банков в срочные депозиты Банка России. Предназначены для стерилизации свободной банковской ликвидности. Они
проводятся двумя способами: на фиксированных условиях или
на условиях аукциона. Такие операции «связывают» избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы.
5. Прямые количественные ограничения — установление лимитов на рефинансирование банков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.
Методы: Стабилизационная денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ является составной частью экономической политики государства. Она представляет собой систему мер для достижения основных экономических целей: экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность цен, стабильность ставки процента и курса национальной валюты. Промежуточные цели (то, что ЦБ РФ может контролировать, чтобы добиться основных целей): денежная масса, номинальная процентная ставка, номинальный ВВП, валютный курс. Критерии выбора промежуточных целей: быстрота измерения и доступность информации о параметре; возможность контроля и управления с помощью инструментов ЦБ РФ; согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели. Операционные цели (набор переменных, на которые ЦБ РФ может воздействовать непосредственно): банковские резервы. Денежная база, ставки межбанковского рынка и т.д. Сейчас концепция ценовой стабильности как основной цели денежно-кредитной политики получила большое распространение, потому что:
1) стабильность общего уровня цен и отсутствие инфляции
и дефляции позволяют наблюдать относительные цены, следовательно, рынок эффективнее распределит ресурсы;
2) создание стимулов к инвестированию (так как меньше
риск);
3) меньше ресурсов отвлекается от производительного использования для хеджирования (страхования) инфляционного риска;
4) устранения инфляционных издержек, связанных с искажающим воздействием налоговой системы на экономическое
поведение;
5) препятствует произвольному перераспределению богатства.
Банк России перешел к политике стабилизации цен, объявив конечной целью снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Количественные характеристики ценовой стабильности: общий индекс потребительских цен (ИПЦ), показатель базовой инфляции (из набора для расчета ИПЦ исключаются товары и услуги, цены которых регулирует правительство, и товары и услуги, подверженные сезонным колебаниям цен). Базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, на которую ЦБ РФ может оказывать непосредственное влияние. Достижение определенного ориентира базовой инфляции может служить оценкой результативности денежно-кредитной политики. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики — процесс воздействия политических решений на экономику в целом и на уровень цен в частности.
Стратегии в проведении денежно-кредитной политики:
1) денежное таргетирование (ЦБ РФ поддерживает заданные
параметры изменения денежной массы);
2) прямое таргетирование инфляции (реакция ЦБ РФ на
отклонения прогнозных значений инфляции от заданных значений на определенном временном горизонте);
3) таргетирование валютного курса (фиксирование на заданном уровне путем корректировки процентных ставок и денежной базы).
- к 36-38-
«Минус»
|
|
Коммерческие банки могут осуществлять разнообразные операции:
1. привлечение вкладов, (депозитов) и предоставление кредитов по соглашению с заемщиками;
2. ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
3. осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов;
4. финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств;
5. кассовое обслуживание клиентов и банков-корреспондентов;
6. выпуск платежных документов и иных ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и др.);
7. покупка, продажа и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;
8. выдача поручительств, гарантий и прочих обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
9. покупка у организаций и граждан и продажа им иностранной валюты;
10. покупка и продажа в России и за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и камней;
11. привлечение и размещение драгоценных металлов на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;
12. доверительные операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и др.) по поручению клиентов;
13. лизинговые операции;
14. оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;
15. осуществление других операций в соответствии с лицензией ЦБ РФ.
Есть еще одна неотъемлемая функция коммерческих банков. Они обязаны выполнять операции по кассовому исполнению федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по поручению ЦБ РФ.
-39- (самостоятельно)
Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам.
Классификация ссуд и формирование резерва осуществляется на основании принципов:
1. соответствие фактических действий по классификации ссуд и и формированию резерва требованиям положения и внутренних документов кредитной организации.
2. комплексный анализ информации относящейся к классификации ссуд и формированию резервов.
3. своевременность классификации ссуды и формирования резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.
Резерв формируется кредитной организацией при обесценении ссуды, т.е. при потере ссудной стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиками обязательств по ссуде перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения).
В целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды подразделяются на пять категорий качества:
I. высшая – (стандартные ссуды) – отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь =0).
II. (нестандартные ссуды) – умеренный кредитный риск (обесценение ссуды от 1 до 20%).
III. (сомнительные) – значительный кредитный риск (от 21 до 50%)
IV. (проблемные ссуды) – высокий риск (от 51 до 100%)
V. (низшая) – безнадежные ссуды – нет вероятности возврата ссуды (100%).
Резерв формируется в пределах суммы основного долга 9балансовой стоимости ссуды) в валюте РФ. В сумму основного долга не включаются: %- ты за пользование ссудой, комиссионные, неустойки и иные платежи по договору.
Оценка кредитного риска по выданной ссуде должна производиться кредитной организацией на постоянной основе не реже одного раза в месяца отчетную дату.
1. Выносится профессиональное суждение о финансовом положении заемщика (хорошее, не лучше чем среднее, плохое), на основе анализа его деятельности (бух, налоговая, статистическая и иная отчетность) по утвержденным методикам.
2. Составляется досье заемщика с информацией о рисках заемщика.
3. Резерв формируется в момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и (или) качества обеспечения ссуды (вероятность ее обесценения) осуществляется обычно на основе двух критериев: финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга (которое может быть плохим или хорошим).
4. Размер расчетного резерва определяется исходя из классификации ссуды.
38-
Пассивные операции – операции по привлечению средств в банки, формированию собственных ресурсов.
Существуют четыре формы пассивных операций:
1) эмиссионные операции или взносы в уставный фонд (продажа паев и акций при первоначальном размещении);
2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
3) депозитные операции (средства, получаемые от клиентов);
4) внедепозитные операции (получение займов на межбанковском рынке, соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей, и получение ссуд у ЦБ РФ, продажа банковских акцептов, выпуск коммерческих бумаг и др.).
Рисунок – Основные виды пассивных операций
С помощью первых двух форм образуются собственные ресурсы. Следующие две формы образуют привлеченные и заемные кредитные ресурсы.
За счет собственного капитала банки в среднем по России формируют от 12 до 20 % общей потребности в ресурсах для обеспечения своей деятельности, тогда как промышленные предприятия должны иметь 40-55 % собственных средств.
К пассивным операциям относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юр. и физ. лиц; открытие срочных счетов граждан и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков и др.
Собственный капитал выполняет следующие функции:
1. Защитная функция проявляется в трех формах:
a) в возможности выплаты компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка;
b) в сохранении платежеспособности банка за счет создания и включения в состав капитала образованных резервов для покрытия кредитных, процентных и валютных рисков;
c) в возможности продолжать операции банков при появлении убытков.
2. Оперативная функция заключается в образовании источника финансирования затрат на создание материально-технической базы банка.
3. Регулирующая функция связана с осуществлением государственными органами оценки и контроля за деятельностью банков. Расчет почти всех нормативов, регулирующих деятельность банков, осуществляется на базе показателя собственного капитала.
Собственный капитал банка включает уставный капитал и прибыль (учредительская прибыль (эмиссионный результат), нераспределенная прибыль текущего и прошлых лет) из которой банк уплачивает налоги, формирует резервный капитал и прочие фонды, резервы на покрытие различных рисков, а из оставшейся суммы выплачивает дивиденды своим акционерам.
Уставный капитал паевых банков формируется за счет паевых взносов, акционерных банков – за счет продажи акций. (5 млн Евро. – кб, 500 тыс евро – н/кб Указание ЦБ РФ «О минимальном размере уставного капитала …»№ 1346-У)
Резервный капитал (страховой фонд) создается из чистой прибыли в размере не ниже 15 % оплаченной суммы уставного капитала и предназначен для ликвидации непредвиденных убытков в деятельности банка и обеспечения стабильности его функционирования. Кроме того, банки создают резервные фонды для снижения рисков по ссудам, по срочным сделкам, под прочие потери. Данные резервы повышают платёжеспособность и надежность банков, но в состав собственного капитала не включаются. Фонды экономического стимулирования и специального назначения создаются из прибыли после ее налогообложения по решению Общего собрания акционеров и расходуются по решению Правления банка.
Группа фондов «Добавочный капитал» включает:
1) эмиссионный доход – разница между ценой продажи акций первым держателям и номинальной ценой;
2) прирост стоимости имущества, образуемый при переоценке основных фондов;
3) стоимость безвозмездно полученного имущества.
Привлеченные средства в основном образуются в результате проведения банком депозитных операций. Кроме этого в результате задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами, а также перед кредиторами за приобретенные материальные ценности.