Основные стороны спортивной тренировки

Основными сторонами спортивной тренировки являются, техническая, тактическая, физическая и психологическая подготовка.

Под технической подготовкой следует понимать степень освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

В процессе спортивно-технической подготовки необходимо до­биться от спортсмена, чтобы его техника отвечала определенным требованиям.

Результативность техники обусловливается ее эффективностью (соответствие высоким конечным результатам, соответ­ствие уровню физической, технической, психической подготов­лености), стабильностью (помехоустойчивость независимостью от условий, функционального состояния спорт­смена, вариативностью (способность спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависим мости от условий соревновательной борьбы), экономичностью (рациональное использованием энергии при выполнении приемов и действий), минимальной тактической информативностью техники (техника, которая позволяет маскировать тактические за­мыслы и действовать неожиданно.

Средствами технической подготовки являются общеподго­товительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения,

В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их свое­временное выявление и установление причин возникновения в значительной мере обусловливает эффективность процесса тех­нического совершенствования.

На эффективность спортивно-технической подготовки влияют уровень предварительной подготовленности, индивидуальные осо­бенности, особенности избранного вида спорта, общая структура тренировочного цикла и другие факторы.

Техническую подготовку нельзя рассматривать изолированно, она является составляющей единого целого, в котором техничес­кие решения тесно взаимосвязаны с физическими, психически­ми, тактическими возможностями спортсмена, а также конкрет­ными условиями внешней среды, в которой выполняется спортив­ное действие.

Спортивно-тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнова­ниях; моделирование необходимых условий в тренировке и конт­рольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей так­тики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Специфическими средствами и методами тактической подго­товки служат тактические формы выполнения специально подго­товительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

—установка при выполнении данных упражнений ориентиро­вана в первую очередь на решение тактических задач;

—в упражнениях практически моделируются отдельные такти­ческие приемы и ситуации спортивной борьбы;

—в необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

В зависимости от этапов подготовки тактические упражне­ния используются в облегченных условиях; в усложненных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным.

Основным специфическим методом совершенствования так­тического мышления является метод тренировки как с реальным, так и с условным противником.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки. Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функ­циональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной \ физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Психическая подготовка — это система психолого-педагогичес­ких воздействий, применяемых с целью формирования и совер­шенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировоч­ной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного вы­ступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольше­му использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, пере­возбуждение и т.д.).

Содержание психической подготовки ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта.

Цель психической подготовки — реализация потенциальных возможнос­тей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятель­ность, то многообразие частных задач (формирование мотивацион ных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психичес­кой устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает сле­дующая классификация

По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы:

1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двига­тельные, поведенческо-организующие, социально-организующие,
комбинированные);

2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внуша­ющие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом;
социально-игровые, комбинированные);

3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные,психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психической подго­товки делятся на: 1.средства, направленные на коррекцию перцептивно-пси­хомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятие ситуации и моторными действиями); 2.средства воздействия на интеллектуальную сферу; 3.средства воздействия на волевую сферу; 4 средства воздействия на эмоциональную сферу; 5.средства воздействия на нравственную сферу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: