Билет 5.6. Особенности федеративного устройства государства

Особенности федеративного устройства государства. Понятие политико-территориального устройства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных ре­гионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из кото­рых свойственны свои принципы организации территории и взаимо­связей между центром и местами.

Федерализм (от фр. federalisme) — это совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаи­модействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффек­тивное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позво­ляло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоя­тельность частей.

К сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобный характер объединенных в единое государство территориаль­ных единиц — субъектов федераций; конституционное разграничение компетенции между ними и центром; недопустимость изменений гра­ниц без их согласия.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объ­единения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федера­ции; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъ­ектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разгра­ничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федерализм как принцип стал этимологической основой для про­изводного от него и более узкого по смыслу понятия — «федеративное государство» (федерация — лат. foederatio — объединение, союз).

Федеративное государство, федерация — одна из основных форм организации государств, сложная структура которой состоит из не­скольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закреп­ленной политической самостоятельностью вне пределов и полномо­чий общего государства в целом.

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Вместе с тем суще­ствует единая система границ и ее охраны.

2. Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации).

3. Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.

4. Наряду с федеральными конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систе­му законов, соблюдая приоритет федеральных конституции и системы права.

5. В федерации нет единого государственного бюджета, а есть фе­деральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

6. Гражданство в федерации, как правило, двойное: каждый граж­данин считается гражданином федерации и гражданином соответст­вующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гаранти­руется равноправие всех граждан на территории федерации.

7. Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя является ор­ганом общенародного представительства и избирается всенародно.

Сущность государственного суверенитета. Сущность народного, национального суверенитета. Теоретической основой федерализма является концепция сувере­нитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.

В специальных исследованиях по данной проблеме утвердилось мнение, что государственный суверенитет исторически возник со вре­мени государственных образований, а его научное осмысление и оп­ределение — в конце Средних веков. С тех пор продолжаются дискус­сии о сущности суверенитета.

Суверенитет (нем. souveranitat, фр. souverainete — верховная власть, верховные права) — политико-правовое обоснование и опре­деление приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных частей) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях.

Основные идеи и положения государственного суверенитета. В Московской Руси идея суверенитета верхов­ной власти воплотилась в понятии и политической практике самодер­жавия (сам, т. е. один держу власть). Впрочем, самодержавие на Руси, возникшее во второй половине XV в., отнюдь не означало неограни­ченную власть монарха, допускало Боярскую Думу, Земский собор (периодически с 1549 по 1689 гг.) как сословно-представительные ин­ституты, но под неизменным верховенством царя. Выше власти царя признавалась лишь власть Бога.

Теоретически и практически вопрос о государственном суверени­тете был окончательно решен к XVIII в. в пользу верховной власти монарха, что нашло выражение в установлении абсолютизма в боль­шинстве стран Европы.

По мере утверждения демократических форм государственной вла­сти, т. е. перехода от монархических к парламентским, стала преобла­дать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представ­ляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство — нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной террито­рии или в разных его регионах. Народ как совокупная общность яв­ляется носителем государственного суверенитета.

С появлением федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности фе­дерации и ее субъектам. Представляется аргументированной концеп­ция российских государствоведов Л. Карапетяна, И. Умновой, В. Чир-кина и других, о неделимости государственного суверенитета как ка­чественной категории, выражающей статус федерации в целом, ее Многонационального народа.

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих принципов (независимо от субъекта суверенитета), концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки:

— неотчуждаемость суверенитета;

— его неограниченность;

— верховенство власти;

— неделимость суверенитета;

— неабсолютность власти;

— юридическое равенство фактически во многих случаях нерав­ных социальных субъектов;

— приоритет народного суверенитета.

В целом на современном этапе развития международного сообще­ства, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.

Итак, эволюция федерализма имеет многовековую историю, а конституционно-правовое установление ее принципов насчитывает около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого обще­ства, так и политикой более могущественных государств по вовлече­нию в свой состав других народов и государств, с сохранением их от­носительной самостоятельности.

Конституционно-правовое федеративное государство впервые об­разовалось в США (1787г.), затем в Мексике (1824г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), России (1918 г.) и других странах. В со­временном мире из более чем 180 государственных образований, по­давляющее большинство которых являются многонациональными, фе­деративная форма закреплена в конституциях 25 государств с охватом 50% территории и 1/3 населения планеты. Федерации сформированы, как правило, на основе территориального или национально-террито­риального деления.

Анализ условий формирования федерализма в России. Политическое и юридическое значение федеративного договора. Федерализм как форма государственного устройства России кон­ституционно, т. е. юридически, был признан Конституцией РСФСР 1918 г. и трактовался в качестве государственно-правового механизма решения главным образом национальных проблем.

До принятия 12 июня 1990г. Декларации о государственном суве­ренитете Российскую Федерацию вообще нельзя было рассматривать как суверенное государство. Хотя в Конституции Советского Союза, в состав которого Россия входила, декларировалось, что все союзные республики суверенны, зависимость от союзного центра была близка к абсолютной.

Стремясь вырваться из круга сверхцентрализации, многие регионы стали настаивать на праве выхода из состава Российской Федерации, причем если сначала протесты были направлены против главенства власти Союза ССР, то впоследствии — и против самой Российской Федерации. Актуализировалась задача нового государственного устройства.

На пути становления России как нового федеративного государства сделано два крупных шага. Первый — заключение 31 марта 1992 г. Федеративного Договора между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и органами власти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и автономных округов — с другой. Это были, по сути дела, три отдельных договора, имеющие учредительный характер. Они подготовлены и подписаны полномочными представителями органов государственной власти тех образований, которые изъявили желание быть субъектами Федерации. Это было не идущее сверху вниз распределение прав или полномочий, а равноправное согласование интересов общих (федеративных) и осо­бенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государственной власти по всей территории страны.

В момент подписания Федеративного Договора его участники действительно выступали суверенными государствами, но, создав, пользу­юсь своими суверенными правами, новое государство — Российскую федерацию, республики как бы «переместили» значительную часть своих прав на уровень Федерации в целом, добровольно, согласованно определив сферу ведения Российской Федерации (ст. 1 Договора). Это важный юридический момент. Федеральным органам государст­венной власти предоставлено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нормы правового регулирования в соответствующих областях общественной и частной жизни. Значит, субъекты РФ сумели выделить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые их объединяют в целое и требуют идентичного (общего для всех, универ­сального) правового оформления.

Второй шаг — принятие Конституции РФ 1993 г. В ее тексте заложены нормы, создающие необходимые основы для становления Рос­сии как федеративного государства в современной трактовке этого понятия.

1. Конституция подчеркивает, что в основе федеративного уст­ройства Российской Федерации лежит примат ее государственной целостности, единство государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 Т. 5).

2. Правовую основу Российской Федерации и ее эффективного функционирования составляет Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей тер­ритории Федерации (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15).

3. Конституция признала равноправие субъектов между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1, 4 ст. 5).

4. Конституция признала равные права и свободы людей независимо от их местожительства, принадлежности к национально-государственному или административно-территориальному образованию (ст. 6).

5. Конституция признала разнообразие национальной, демогра­фической, географической, коммуникативной, бытовой и иной специфики субъектов Федерации и предоставила возможность конституционного (уставного) регулирования общественных отношений в пределах каждого субъекта РФ (ч. 2 ст. 5; ч. 2 ст. 66; ч. 2, 3 ст. 63; ч I ст. 76) (см. рис. 14.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: