б1в Классификация и общая характеристика методов психологических исследований

Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Исследовательский метод – это форма организации определенного способа познания (наблюдение, эксперимент, опрос и т.д.).

Методика отвечает конкретными целями и задачами исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения. Способов фиксации и обработки полученных данных.

Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины XIX века, выделилась в самостоятельную науку и начала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путём интроспекции (самонаблюдения), наблюдения за поведением других людей (например, дневниковые записи), умозрительных рассуждений. Однако субъективизм этих методов, их сложность и недостаточная надёжность послужили причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи между психологическими явлениями.

Сегодня в ходе психологического исследования применяют такие методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы. Как правило, в конкретных исследованиях используется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Конкретные методы исследования базируются на методологических принципах, исходящих из теоретических положений науки. Любой метод исследования несёт на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, разрабатываются определённые варианты основных методов – методика изучения тех или иных сторон развития психики человека. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Например, Б.Г. Ананьев выделяет четыре группы методов.

Организационные методы включают сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.); лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации. Среди них выделяют обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий); психодиагностические методы (тесты стандартизированные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия); праксиметрические методы (приёмы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности); моделирование; биографический метод.

Методы обработки данных охватывают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группам, их анализ) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают генетический метод, представляющий собой исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический), так называемое исследование «вглубь»; структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».

Характеристика методов:

Основные методы научного исследования в психологии - наблюдение и эксперимент, а вспомогательные - общение и анализ результатов деятельности.

Наблюдение - метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. По характеру организации наблюдение может быть случайным или систематическим. Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет скрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

самонаблюдение – наблюдение человека за самим собой на основе рефлексивного мышления. В качестве объекта самонаблюдения могут выступать цели, мотивы, результаты деятельности. Данный метод лежит в основе самоотчётов. К недостаткам можно отнести субъективность, вследствие чего самонаблюдение используется чаще всего как дополнительный метод;

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Эксперимент - один из основных, на ряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого оператора. Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий. Однако, несмотря на эти недостатки и ограничения, эксперимент занимает одно из важнейших мест в практике инженерно-психологических исследований.

Биографические методы в психологии — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

В двадцатом веке ленинградский учёный и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование методологических основ биографического метода в психологии.

Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение и методы психологического исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых: Метод беседы и анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.

Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением.

Тесты. Тест - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Классификация методов психологических исследований на современном этапе.

М.С. Роговин и Г.В. Залевский предложили новую классификацию методов. метод, по их мнению, - это выражение некоторых соотношений между субъектом и объектом познания. Основные психологические методы можно разделить на 6 видов:

герменевтический (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);

биографический (выделение целостного объекта познания в науке о психике);

наблюдение (дифференциация объекта и субъекта познания);

самонаблюдение (превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации);

клинический (на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам);

эксперимент (активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания).

Дружинин предлагает свести все разнообразие методов психологического исследования в три класса:

эмпирические, при кот. осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;

теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта;

интерпретация и описание, при кот. субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (таблицами, графиками, схемами).

К описательным относятся – беседа, наблюдение, тестирование, биографический метод.

Корреляционные – измерение и методы обработки данных.

Казуальные – эксперимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: