Целое присутствует во всём — и в большом, и в малом. Но чтобы постичь его, ученик должен сконцентрироваться на душе, ибо только единственное око души способно запечатлеть целое в его первозданном, истинном обличье. Ментальное тело тоже способно возомнить, будто оно видит и ухватывает целое, но дело в том, что целое, воспринятое ментальным телом, не идентично целому, увиденному душой. Отметьте себе это!
Каждый ученик должен развивать способность видения и восприятия с позиции целого. В самом начале этого бесконечно долгого пути на великом Колесе Иллюзий целое сводилось исключительно к физическому целому, затем оно стало физическим или астральным целым, а чуть позже — физико-астральным целым, и лишь затем к нему добавилось ментальное целое, которое могло сочетаться либо с физическим, либо с астральным целым. Это именно та точка, откуда ученики могут начать генеральную стратегическую работу по усвоению целого, полностью сфокусировавшись на интеграции или соединении воедино физического, астрального и ментального аспектов целого.
|
|
Благодаря этому и параллельно с процессом интеграции они берут в обработку всю свою личность, так что она постепенно становится гармонично-цельной.
По мере осуществления этой работы влияние на ученика его души будет становиться всё ощутимее и заметней. Вначале его связь с душой будет носить лишь краткий, эпизодический характер, но даже в эти краткие мгновения общения с душой ему вдруг приоткроется истинный облик целого: он его просто увидит, не умея ещё ни удержать, ни хотя бы частично зафиксировать его в памяти. Позже, по мере того, как процесс интеграции личности будет продвигаться вперёд и будет становиться всё более очевидным и заметным, эта связь с душой будет гораздо более продолжительной по времени, благодаря чему он сможет в гораздо большей степени прозревать и фиксировать целое, увиденное с позиции души, что даст ему возможность провидеть такие взаимосвязи, которые он как личность никогда бы не смог разглядеть.
Очень важно, чтобы ученик ясно понял и осознал тот факт, что истина, а стало быть и целое, вечно изменчива. Если рассматривать её с позиции материалистического дуализма или, говоря проще, нашими двумя физическими глазами, то окажется, что истина в немалой степени зависит от глаз, рассматривающих и подвергающих её оценке, хотя, в общем и целом, когда речь идёт о рассмотрении чисто физических сторон её проявления, то она всегда выглядит достаточно похоже и легко узнаваема.
Однако, как только к физическому аспекту подмешивается эмоциональное начало, вся картина в корне меняется, ибо теперь восприятие истины зависит, главным образом, от тех чувств, которые реагируют на физико-эмоциональный аспект её проявления. Поэтому истина оказывается многоликой и многообразной, в зависимости от того, кто и как её видит, чувствует и сопереживает. Другими словами, истина всегда такова, какова природа воспринимающего её сознания, которое, опираясь исключительно на материал своего собственного чувственного опыта, оценивает и познаёт её в духе собственного накатанного репертуара. Так, если воспринимающее сознание "пестрит сучками", т.е. изобилует блокировками и эмоционально — чувственными узлами в той сфере, где необходимо составить себе ясную картину подлинного положения дел, то все эти "сучки", узлы и заторы естественным образом войдут в структуру или характеристику оценки данной картины, тем самым существенно исказив саму действительность или значительно сузив её рамки.
|
|
Если впечатление от увиденного будет носить сугубо ментальный характер, то общее восприятие будет искажено в ещё большей степени, поскольку каждое сознание несёт в себе свою собственную, неповторимую сумму знаний, умственных способностей, ментальных пороков и добродетелей, которые все вместе также оказывают значительное влияние на образ восприятия и оценку одной и той же картины.
Поэтому здесь со всей определённостью можно сказать только то, что у разных людей лишь чисто физическое восприятие той или иной реалии может оказаться более или менее однотипным, — например, если мы предположим, что сто человек смотрят на один и тот же физический объект, при этом абсолютно не допуская каких-либо чувств и мыслей в связи с виденным или сопереживаемым, что, разумеется, для большинства людей не только трудно осуществимо, но и вообще невыполнимо. Но если, например, эти сто человек подвести к картине, которая хотя и относится к физическим явлениям, но как таковая взывает больше к их чувствам, ощущениям, эмоциям, потаённым желаниям и мыслям, то мы в результате получим сто совершенно различных описаний одного и того же, ибо, когда вопрос касается многогранных сфер проявления свойств личности, нам не найти и двух человек, чьё восприятие деталей в точности совпадало бы между собой и было бы абсолютно идентичным.
На этом примере легко понять, что любая оценка с позиции личности не может считаться абсолютно достоверной и объективной, ибо она всегда в высшей степени субъективна.
Поэтому, если ученик жаждет увидеть и понять истину, он должен суметь увидеть её душевным оком, ибо лишь в этом случае его восприятие увиденного окажется за границами субъективного мира личности.
Лишь неличностное, объективное восприятие, которое суть восприятие души, может быть названо истиной. Тем не менее на пути к этой истине ученики с завидным упорством жонглируют и перебрасываются различными понятиями истины, которые, однако, при их более пристальном рассмотрении, оказываются всего лишь временными категориями, поскольку они воспринимаются с позиции одной лишь личности. Позднее, когда в это личностное восприятие начнут подмешиваться душевные впечатления, вся картина существенно изменится.
Но лишь тогда, когда душевный контакт сделается прочным и стабильным, лишь тогда, пожалуй, ученик с известной долей правоты может утверждать, что он способен видеть и понимать истину, ибо тогда ему станет ясно, что и сама истина — это тоже переменная величина, поскольку она зависит от усваивающего и постигающего её сознания. Чем шире сознание, тем шире понимание истины, а значит — целого.