Революция и эволюция коммунистического общества

Огромную роль в изменении общества, орудий производства, технологий, играет научно-техническая революция. Однако, за НТР кроется нечто большее. Сам термин НТР отражает больше буржуазное восприятие происходящих в человечестве изменений. Для капитализма действительно видится лишь научно-техническое перевооружение производства. Исторический материализм принципиально связывает с изменением орудий труда и изменение производственных, а вслед за ними и общественных отношений. НТР - не только технические и технологические средства получения материальных благ, прибыли и повышение уровня жизни людей. НТР - это революционный этап преобразования общества в коммунистическое.

Главным положением К. Маркса в определении общественно-экономических формаций является форма собственности на средства производства, определяющая условия производства в том или ином конкретно-историческом обществе, господствующая в производственных отношениях этого общества. Именно господствующая, потому что в одном и том же обществе могут сосуществовать разные формы собственности равно как и разные способы производства. По форме собственности К. Маркс делит (см. письмо к Вере Засулич) всё историческое развитие человеческого общества на большие общественно-экономические формации: частнособственническую формацию и формации с господствующей общественной собственностью. Этот главный признак определяет грандиознейшие исторические периоды развития человечества: первобытнообщинный строй, частнособственническое общество, коммунистическое общество. Отношения собственности определяют все прочие производственные (и общественные) отношения. Исключение составляет лишь взаимодействие производительных сил и производственных отношений, которое более всеобще и определяет всё развитие общества, включая и форму собственности. Противоречие между формами собственности - второе по значению противоречие, двигающее развитие производства любой общественно-экономической формации, но наибольшей силы оно достигает в периоды смены господства одной из форм собственности другой формой.

Один полный цикл двух форм собственности является меройразвития и определяет ступень общественного развития. Такую ступень развития человечество прошло от начала первобытнообщинного строя до Великой Октябрьской Социалистической революции. Она соответствует современному антропологическому типу человека. Половина цикла развития форм собственности, соответствующая господству одной из них, представляет большую общественно-экономическую формацию. Степень зрелости формы собственности определяется верхним уровнем развития орудий труда, производительных сил, создающих условия для производственных отношений всей большой общественно-экономической формации и создающих её собственное главное противоречие. Так, в частнособственнической формации развитие характеризуется борьбой классов имущих и неимущих членов общества, множественным разделением труда в общественном производстве. В общественно-собственнической формации происходит обратный процесс соединения разделённого ранее труда, гармоничного всестороннего взаимодействия членов общества, сопровождаемого всесторонним развитием способностей и знаний их в соответствии с этим соединением труда. Каждая из больших формаций проводит преобразование постепенно, по мере созревания отдельных коллективов и частей человеческого общества, пока ни достигнется максимальный уровень этих преобразований.

Развитие нового общества начинается с единичной его структуры. Общеизвестная ошибка В. И. Ленина, связанная с ожиданием мировой социалистической революции сразу в большинстве развитых капиталистических стран, определялась игнорированием закона развития по стадиям от единичного к групповому и далее во всеобщее. По этому закону социализм и не мог победить иначе, как в одной отдельно взятой стране. Так же ошибался и Троцкий и большинство коммунистических теоретиков революции. И только жизнь, практика - главный критерий теории - убедили в этой закономерности, которую удалось взять за основу И. В. Сталину. Жизнь и далее, после Второй Мировой войны, подтвердила группированием новых стран социализма действие этого закона, который и сегодня ещё не осознаётся обществом.

Большие общественно-экономические формации в зависимости от способа производства К. Маркс и Ф. Энгельс делят на малые общественно-экономические формации: первобытнообщинные способы производства (род, племя, союз племён), малые частнособственнические формации (рабовладельческий строй, феодализм и капитализм) и коммунистическое общество. Если каждая стадия частнособственнического способа производства представляет собой общественно-экономическую формацию, то и каждую стадию коммунизма есть смысл считать формацией коммунизма, например, коммуна, коммунные комплексы, коммунная цивилизация. Это позволит не только почувствовать новый общественный строй во времени, но и находить специфические законы каждой такой формации.

Если коммунистическая формация содержит фазы (стадии) социализма и собственно коммунизма, то коммунистическая революция состоит из двух этапов: социалистическая революция и коммунистическое эволюционное преобразование общества. Коммунистический этап революции проходит на уровне производственного предприятия. Поэтому НТР - это коммунистическая революция. Это требует теоретического осмысления. Именно с НТР общество, заканчивая ступень развития материального производства, переходит в новую ступень - ступень интеллектуального производства, интеллектуального общества.

Социализм уничтожает крупную частную собственность на средства производства, уничтожает буржуазию, эксплуатацию человека человеком, уничтожает буржуазное государство, устанавливает обязательность труда для всех, общественную собственность на средства производства, утверждает социалистическое государство, совершая социалистическую революцию в национальных пределах. Смена же качества в способе производства происходит на уровне производственного предприятия и потому, хотя революционный скачок и существует, но ввиду малости его эффекта в общей системе национального хозяйства и разновременности возникновения коммун, переход от социализма к коммунизму происходит постепенно, эволюционно в сосуществовании с социализмом, капитализмом и другими остатками способов общественного производства.

«Чистых явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может…- говорит В.И. Ленин, - На свете нет и быть не может «чистого» капитализма, а всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то ещё чего-нибудь». (В.И. Ленин. Полное СОБР. Соч., т.26, стр. 241-242).

Сосуществование всех неантагонистичных к социализму способов производства и хозяйственных укладов утверждается ещё и невозможностью, либо неэффективностью автоматизации множества процессов производства, которые будут использоваться по-прежнему, так, как они возникли, «как мать родила», дополняя и сопутствуя социалистическому хозяйству, коммуне, вместе неся «золотые яйца». Так, садоводческие товарищества, пенсионеры-дачники, производя значительную долю производства овощей, фруктов и ягод, вполне органично вписываются в социалистическое хозяйствование и требуют всяческой поддержки государством, льгот и потребительской кооперации, организации инфраструктуры и сбыта продукции. Учитывая, что численность садоводов-огородников велика в России, государство не может не отражать их интересы. Аналогично, общества рыбаков-охотников, народных промыслов, творческие союзы и общества, производственные кооперативы и т. п.

Таким образом, место и задача социализма в историческом развитии человеческой цивилизации состоит в том, чтобы утверждать и удерживать организацию общества такой, когда осуществляется общенациональное владение средствами производства, национальное хозяйство ведётся планово, невозможна эксплуатация человека человеком, труд обязателен для всех и оплата его осуществляется по результатам труда и с использованием общественных фондов потребления.

Место и задача коммунизма определяется возникновением нового типа производст-венного предприятия, основанного на высокоавтоматизированной интеллектуализированной технической базе и естественном разделении труда в производстве и, как следствие, всей общественной жизни, базирующейся на социалистическом фундаменте. Это порождает новый способ производства, новую большую общественно-экономическую формацию, новую ступень развития человечества, новый тип человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: