Что такое коммунизм

Генезис коммунизма восходит к первобытнообщинному строю, к родовой общине. Информация об организации родовой общины, производственных отношениях в ней неслась человечеством не только как материально существовавшие вдали от цивилизации пережитки, но и как память угнетённых и эксплуатируемых масс классового общества о «золотом веке», сохранявшаяся у всех народов мира и на всех этапах развития классового общества. Эта память-мечта, эта генетическая информация складывалась во множество утопических идей и учений в Древней Греции и Риме, в Азии и Северной Африке, в Индии и Китае. Наибольшего развития эти утопические учения получили в период зарождения и формирования в Европе капиталистического способа производства в произведениях утопистов-социалистов от Томаса Мора и Кампанеллы до сен-симонизма, фурьеризма, оуэнизма и Вейтлинга. Именно в это время устанавливается водораздел между памятью народа о прошлом «золотом веке» и будущим бесклассовым обществом - коммунизмом. Научное обоснование К.Марксом коммунистических производственных отношений, создание им теории научного коммунизма превратило коммунизм из генетически связанных с бесклас-совым прошлым человечества интуитивных догадок об устройстве будущего общества в практическое руководство к преобразованию классового общества в бесклассовое. С побе-дой социалистической революции в России и уничтожением крупной частной собственности - основы эксплуатации человека человеком – социализм создаёт все необходимые условия для развития коммунизма, а с развитием материально-технической базы производства приходят и достаточные условия к созданию на Земле нового типа цивилизации.

Автоматизированное производство - вот та асимптота, к которой стремится капита-лизм, но которую никогда не сможет достичь, т. к. автоматизированный капитализм - это воображаемый абсолютный кризис, это абсолютная безработица рабочего класса, абсолют-ное перепроизводство товаров и абсолютная нежизнеспособность общества. Однако, благо-даря неравномерности развития капитализма, отдельные предприятия достигают высокой степени автоматизации, что и наследуется генетически коммунизмом, заменяющим в нём способ производства на новый, который невозможен без этой наследуемой им материально-технической базы.

Автоматизированное производство – фундамент коммунизма, не только дающий возможность ввести фактическое равенство всех членов общества на основе естественного разделения труда, но и требующий этого как объективную необходимость приведения произ-водственных отношений в соответствие уровню и характеру изменившихся производитель-ных сил. Коммунизм выше автоматизации, господствует над ней, на ней начинается и развивается. «…На место управления лицами ставится управление вещами и руководство производственными процессами» (К. Маркс, Ф.Энгельс, Соч., т. 19, стр. 225).

Естественное разделение труда в производстве есть объективный специфический принцип общественного устройства всех бесклассовых формаций. Он предполагает деление общества по возрасту и полу на ряд слоёв, каждый из которых выполняет свои функции в общественном производстве, в жизни общества. В первобытнообщинном строе общество делилось на детей, юношей и девушек, взрослых членов его, зрелых опытных людей и старейшин.

Коммунистическое общество не переносит механически естественное разделение труда из родовой общины, хотя генетическое наследование его безусловно есть. «Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и различными формами собственности»,- говорит К. Маркс. (Маркс, Энгельс, Соч. 2-е изд., т. 3, стр. 20). Разделение труда, являясь определяющим в производственных отношениях, объективно зависит от уровня и характера развития производительных сил.

Синтезированное автоматизацией производство требует от человека синтезирован-ных знаний, которые могут быть получены лишь при планомерном постадийном ступенчатом воспитании с раннего детского возраста практически до конца человеческой жизни. Ступенчатая система воспитания существует и сегодня, существовала и раньше. При нормальных условиях она всегда связана с возрастом. Это не несёт ничего нового.

Однако, соединение теоретического воспитания с производственным, со всей системой общественной жизни, со всеобщей обязательностью труда, делает труд так же как и воспитание ступенчато-возрастным. Участие в общественной жизни по мере получения знаний путём практического участия в производстве – вот основа естественного разделения труда. Человек не может сразу познать производство, не может познать его и без практиче-ского изучения материальной базы, без изучения конкретно этой базы в действии, а это и есть уже процесс производства, соединение теории и практики. Овладевая шаг за шагом своим производством, человек так же шаг за шагом поднимается по иерархической лестнице общества, осуществляя в нём так же шаг за шагом усложняющиеся функции управления и интеллектуальной деятельности. На этом и основано коммунистическое разделение труда, всё функционирование коммуны.

Известная фраза Ф.Энгельса из его «Принципов коммунизма» о результатах устранения капиталистического разделения труда до сих пор вызывает сомнения в осуществимости сказанного. Приведём её полностью:

«Общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас, - людьми, из которых каждый подчинён какой-нибудь одной отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счёт всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства. Уже нынешняя промышленность всё меньше оказывается в состоянии применять таких людей. Промышленность же, которая ведётся сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства. Следо-вательно, разделение труда, подорванное уже в настоящее время машиной, превращающее одного в крестьянина, другого - в сапожника, третьего – в фабричного рабочего, четвёртого - в биржевого спекулянта, исчезнет совершенно. Воспитание даёт молодым людям возмож-ность быстро осваивать на практике всю систему производства, оно позволит им поочерёдно переходить от одной отрасли производства к другой, в зависимости от потребностей общества или от их собственных склонностей. Воспитание освободит их, следовательно, от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдель-ному человеку. Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способ-ности». (К.Маркс и Ф.Энгельс, Избранные произведения, Москва, 1979 г., т. 1, стр. 90).

Возражения исходят из того, что, дескать, человек не может знать всё, что разросши-еся современные науки невозможно постигнуть сознанием одного человека. Но ведь речь не идёт о том, что надо знать всё, что накопило человечество. Речь идёт лишь о знании человеком своего производства, того производства, в котором он работает, знаний ни какой-то его узкой стороны, специальности, а всего этого производства, его технологии, технической базы, экономики, права и т. п.

Учитывая, что разделение труда между предприятиями, всегда существовавшее в человеческом обществе, тем более остаётся неотъемлемой чертой и коммунистического хозяйства, как хозяйства развитого, то это не так уж недоступно. Напротив, без такого знания просто нельзя эффективно использовать автоматизированное производство. Разделение труда между коммунами незамедлительно повлечёт за собой их кооперацию в коммун-ные комплексы, совместно создающие общие для них технические и организационные формы, упрощающие и удешевляющие содержание и использование многих общественных фондов: крупных научных проектов, культурных и спортивных мероприятий, технопарков, экологических и медицинских проектов и т.п. Это может усиливаться кровной связью кооперирующихся коммун, если одна из них отпочковалась от другой. Развитие коммуны связано с расширением предприятия путём образования сестринской коммуны по техноло-гии: предприятию требуется надёжный потребитель её продукции, или поставщик оборудо-вания (например, авиастроителям нужны двигатели, электроника). Материнская коммуна создаёт свою сестру как трест, концерн. В последующих стадиях коммунизма объём необхо-димых знаний вырастает ещё более, соответственно соединению коммун в группы, созда-ются межкоммунные лаборатории, учреждения науки и культуры, но к тому времени изменятся методы воспитания и науки сольются воедино.

«Сейчас мы подходим к новому к этапу познания фундаментальнейших законов строения природы, из которых как частный случай общего должны будут вытекать и квантовая теория и теория относительности, и теория Ньютона… будет создана новая физическая теория…» (И. В. Савельев. Курс общей физики, т. 3, стр. 299).

Ведущие научные учреждения мира сегодня всерьёз заняты конвергенцией всех наук в единую науку о живой природе, основываясь на конвергентных технологиях, нанотехноло-гиях. В России такую работу осуществляет Курчатовский институт, создав 1-ю единую нацио-нальную лабораторию на базе четырёх российских институтов, готовящих специалистов в нанотехнологиях.

Причина непонимания этого, видимо, кроется, с одной стороны, в непонимании роли естественного разделения труда в познании, с другой стороны, в игнорировании разделения труда между предприятиями, но «… необходимость распределения общественного труда в определённых пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определённой формой общественного производства, - изменяться может лишь форма её проявления». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. 2–е изд., т. 32, Стр. 460 – 461).

Если бы все люди были горбатыми, то нормальный человек для них казался бы уродом. Так и современным философам, изуродованным однобокостью своего воспитания, кажется непостижимым всестороннее знание. Диалектика развития человека такова, что уже Homo hаbilis не даёт фенотипу генотип, позволяющий наследовать мозг с готовым знанием всего того, что создали его предки, подобно безусловным рефлексам животного мира. Наследуется лишь способность к приобретению знаний в обществе. Человек стано-вится самим собой, лишь усвоив сумму знаний и навыков, созданную предшествующими поколениями и наследуемую им во всевозможных способах фиксирования, хранения и передачи информации. Таким образом, вся эта передающаяся по наследству информация есть своеобразное продолжение мозга человека. Новорождённый, получивший физиологи-ческую способность к приобретению знаний, никогда не сможет стать человеком без челове-ческого общества и усвоения знаний, отвечающих уровню развития общества. Очевидно, и коммунистический человек должен пройти такое воспитание, которое обогатило бы его необходимыми знаниями. Речь, конечно, не идёт о выращивании из всех людей эйнштейнов, но физиками, способными интересоваться современными проблемами и, если нужно, решать их, должны быть все. Таланты не создаются. Они есть генообусловленное специфи-ческое соединение способностей человека. Но способности должны быть развиты. «Всё богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания. Физиологические механизмы высокой чувствительности … формируются и развиваются при жизни, путём образования новых нервных связей». (Общая психология. Ред. В. В. Богословского, А. А. Ковалёва, А. А. Степанова, Москва, Просвещение, 1981 г.).

Разумеется, усвоить такую сумму знаний и навыков невозможно в существующей сейчас системе воспитания, сводящейся в лучшем случае к тому, что молодой человек после окончания средней школы поступает в ВУЗ, где, пройдя пятилетний курс оторванных от производства наук, считает, что достиг в жизни максимального воспитания и с 22–25–ле-тнего возраста его стремления к системным знаниям прекращаются, уступая место эпизоди-ческим выхватываниям из источников информации некоторых обрывков знаний, а затем и это «стремление к знаниям» затухает, подменяясь желанием поудобнее устроиться в материальном мире и дотянуть до обеспеченной старости.

Другая составная часть естественного разделения труда – разделение труда по полу – регулирует естественные, данные человеку природой половые различия в роде занятий, объективно выходит из исторического развития человека. Данное природой нашим животным предкам половое различие не есть чисто внешнее. Оно несёт различную генети-ческую информацию потомству: от женщины – наследственность организма, от мужчины – изменчивость его, способность приспосабливаться к новым постоянно изменяющимся условиям. Мужчина и женщина имеют анатомические и физиологические различия организ-мов, на которые историческое развитие наложило отпечаток социального характера. К каждому из полов природа и общество предъявляли длительное время различные требова-ния, что направляло их эволюцию на различную организацию их психики. Различие между полами сложилось давно, это не результат воздействия способа производства и потому не может быть им устранено. Однако, обе половины человечества развивались как единство противоположностей и потому всё, что создано человеком в материальной и духовной культуре, объединяет оба пола, роднит их, находится выше их различия. Демографические проблемы общества, связанные с воспроизводством людьми самих себя, воспитанием младенцев, здравоохранение полов требуют изменения организации жизни полов с целью повышения рождаемости детей.

Равенство всех членов общины заключается не в грубом уравнивании в каждый данный момент, что равносильно равенству потребностей ребёнка, зрелого человека, старика, женщины, а в том, что каждый общинник, пройдя за свою жизнь всю ступен-чатую иерархию коммуны, выполняет все те обязательные для всех функции, что и любой другой, разумно потребляя из общественных фондов по потребности. Но свободно развивая свою индивидуальность в интеллектуальной деятельности, он всегда оригинален. Поэтому человек ценен индивидуальностью своего интеллекта, а развитие всего коллектива зависит от максимального развития способностей каждого его члена. В коммунистическую эпоху интеллектуальная деятельность становится наиболее «доходной», и успех коллектива связан с творчеством всех людей. Преимущества общественного устрой-ства достигаются наибольшим развитием способностей людей, всеобщим участием в интеллектуальном производстве.

Современное развитие техники, технологий настолько ускорилось, что темпы развития интеллекта не успевают следовать за ними, вошли в противоречие с темпами развития орудий производства. Биологические возможности совершенство-вания интеллектуальных способностей человека сдерживаются современной систе-мой воспитания. Человек сегодня приводит себя в соответствие с передовым уров-нем техники, только благодаря смене поколений, что также уже себя исчерпывает. Требуется смена общественного устройства с тем, чтобы воспитание людей позволя-ло им совершенствоваться соразмерно технике, непрерывно в течение всей жизни, а не разовыми ступенями, к тому же не всем доступными. Это возможно только в коммуне.

В числе первых мероприятий после пролетарской революции Ф. Энгельс называет «сооружение больших дворцов в национальных владениях, в качестве общих жилищ для коммун граждан, которые будут заниматься промышленностью, сельским хозяйством и соединять преимущества городского и сельского образа жизни, не страдая от их односторон-ности и недостатков». (Ф. Энгельс. «Принципы коммунизма», Избр. Произв.. в 3-х томах, 1979 г., Москва, т. 1, стр. 88).

Глубокая общность многогранной деятельности членов коммуны и их относительная обособленность от других коммун, вызванная разделением труда между коммунами (то, что К.Маркс называл распределением производства) объективно соединяет их в общины, где вся многогранная жизнь людей протекает на общей для них территории, в одном жилищно-производственно-воспитательном комплексе (проекты таких городов-домов давно сущест-вуют в разных вариантах). Территориальная же обособленность коммун ставит перед ними простую и естественную задачу удовлетворения (хотя бы частично) продуктами сельскохо-зяйственного производства, но на основе его автоматизации, на высоком научном уровне, так что зависимость его от природы, сезонов года сводится практически на нет. Вероятно, это будут крытые автоматизированные тепличного типа гидропонные плантации сельскохо-зяйственных культур, где ежедневно будет осуществляться по участкам в кругообороте и сев, и уборка урожая, и снабжение растений питательной средой, где продукты производ-ства будут непрерывно к столу доставляться автоматами. Таким образом уничтожается разделение труда между городом и деревней - одна из самых глубоких язв современного общества. Уничтожается не противоположность города и деревни, не различие между ними, а уничтожаются они сами: и город, и деревня, а на их «развалинах» вырастает коммуна – совершенно новое по природе производство, сосуществуя с которым, и город, и деревня отмирают, постепенно уступая коммуне в экономической эффективности. Причём говорить о стирании различий между городом и деревней можно не в том смысле, что деревня, посте-пенно совершенствуя свои орудия производства, станет городом, а лишь в том смысле, что по мере увеличения числа коммун их роль в общественном производстве затмит и город и деревню. Сегодняшние большие города и производственные предприятия, равно как и самые хорошие деревни в будущем обществе сосуществуют с коммуной как пережитки до тех пор, пока они способны приносить пользу обществу, производить потребительскую стоимость.

Как бы ни был высок уровень автоматизации производства, но физический труд будет иметь место всегда, как фундамент всех видов труда, как необходимость в «царстве необхо-димости», его ядро, генетически наследуемое новым человеком от всего исторического развития. Поэтому представление, что когда-то будет такое положение, при котором человек в производстве будет лишь нажимать кнопки и поворачивать ручки управления, не имеет под собой почвы. Люди будут регламентировать физический труд по возрасту и полу, делая его органической составной частью всей общественной жизни, путём введения всевозмож-ных графиков, расписаний, дежурств, распорядков, субботников, всеобщих санитарных дней и т.п. Именно путём регламентирования обязанностей труд становится привычным, стано-вится осознанной потребностью, в которой соизмеряются потребности каждого с потребнос-тями всех. Каким бы ни был общественный уклад, он всегда содержит регламентацию жизнедеятельности людей, определённый порядок общественных отношений. Насколько этот порядок становится привычным, осознанным, интуитивным зависит от степени разви-тия этих отношений. Формирование всяких новых связей всегда проходит в борьбе старого и нового и потому уже есть насилие. Когда уклад достигает зрелости, он становится привыч-ным и почти не вызывает у людей сомнений относительно его целесообразности. В период разложения сложившегося уклада привычность его становится реакционной, его устои подвергаются критике, сомнению, появляются практические действия, ведущие к пересмотру старого уклада, замене его новым. Но старый сопротивляется, что также есть усилие.

Жёстко регламентируются отношения людей и в коммуне, утверждающей новые общественные устои, перерастающие в привычные формы (стереотип) поведения, в мораль, переводятся из сознательного в подсознательное поведение. Как и всякое другое явление материального мира коммунизм когда-то устареет, устареет и вся его общественная организация. Он будет подвергаться критике со стороны новых, более прогрессивных общественных отношений, как он сам это делал на заре своего становления. Таким образом, регламентация жизнедеятельности в обществе так же находится в диалектическом развитии, как и всё в материальном мире, и определённые её формы соответствуют определённым этапам развития общественных отношений.

Созданная людьми цивилизация воспитывает и контролирует социальное поведение членов общества, которые определяют правильность своих поступков, сравнивая себя с остальными, опираясь на предоставляемую окружающими информацию, опасаясь их осуждения, радуясь их одобрению, следуя их направляющим воздействиям. Возникает мораль, сильнее определяющая рамки поведения людей, чем юридические акты, законы, конституции, уставы и т. п. Жизнь по понятиям, и сегодня характерная для уретральной России (немалую роль это сыграло в период Великой Отечественной войны, когда совесть нередко заменяла все законы и страхи), наиболее определённа в коммуне. Даже небольшой коллектив от уголовной шайки до юношеской компании, армейской части и трудовой артели уже во многом регулируются жизнью по понятиям. Манифестанты собираются на площадях, чтобы сравнить свои отношения к событиям с другими участниками, узнать, что они считают правильным и нетерпимым, определить свои дальнейшие поступки. Синдром массового сознания часто использовался в истории всех времён. Люди хотят нравиться другим людям, хотят видеть свои поступки правильными, т. е. такими, как у всех, не задумываясь о социально ожидаемом поведении, не ставя его под сомнение, автоматически, упрощая себе принятие решений. Согласен человек с окружающими, или уступает им, чтобы получить их одобрение, избежать наказания, или слепо следуя за лидером, авторитетом, стремясь подражать ему во всём – всё это складывается в мораль, жизнь по понятиям. В армию приходят служить юноши из разных семей и даже разных этнических и религиозных сред. Однако, независимо от того, одобряют они армейские порядки или смиряются с ними, они принимают нормы отношений там под угрозой наказания, внутренне соглашаясь с ними из-за того, что безоговорочно верят в невозможность изменить их. Уважаемому командиру стараются подражать, перенимают его привычки, словесные выражения, отношения к вещам. Мораль общества, коллектива принуждает человека к подчинению ей из желания человека быть принятым этим обществом.

Делая выводы из опыта, люди устанавливают правила поведения, по которым вырабатывается обществом мораль, понятия. По Канту, разум «сводит многообразие знаний рассудка к наименьшему числу признаков».

Всякий новый общественный строй устанавливается людьми в результате победы в политической борьбе какого-то класса, группы и т. п. и делается так или иначе обяза-тельным для всех стереотипом поведения. Юридические акты любого современного госу-дарства принуждают любого гражданина к выполнению установленных норм жизнедея-тельности и общежития. В бесклассовом обществе коллективная воля обязательна для каждого индивида. Обязательна и вся регламентация, на которой основано функциониро-вание общества, но производится она не по воле единовластного правителя, или правящей группы, а сообща всем коллективом как потребность этого коллектива в упорядочении своей жизнедеятельности. Самым «страшным» наказанием в коммуне является изгнание из неё коммунара. Изгнание из коллектива – это своеобразный естественный отбор по интеллекту, психологической совместимости, здоровью, способности жить в техносфере, по отсутствию транссексуальности, педофилии, генетической предрасположенности к тяжёлым болезням и другим неприемлемым в обществе характеристикам человека. В первобытно-родовой общине изгнание из неё расценивалось как обречение на мучительную смерть. В коммуне, вероятно, это будет означать безвозвратную потерю возможности быть коммуни-стическим человеком, что, по нашему времени, равносильно лишению его гражданских прав.

Теперь можно дать следующее определение коммунистической формации.

Коммунизм - это совокупность трёх последовательных общественно-экономи-ческих формаций, основанных на общественном владении комплексно автоматизиро-ванными средствами производства, находящимися в коллективном (общинном) пользовании при естественном разделении труда в коллективе и используемыми для научно определяемого ведения хозяйства, в целях удовлетворения разумных материальных потребностей людей и развития интеллектуального производства при обязательности участия всех членов коллектива и в материальном, и в интеллекту-альном производстве, всех видах деятельности коллектива. Коммунизм – обществен-ный строй, основанный на производстве возрастающего числа коммун, включающего в себя все исторически более ранние способы производства как подчинённые общенародному государству, которое отмирает по мере роста доли коммун в общественном производстве и скорее всего, никогда не отомрёт полностью, так как сосуществуют рудименты всех прошлых эпох, требующие удерживания их в подчинённом состоянии, будущее покажет в каком именно.

На какие же сроки коммунистических преобразований России можно рассчитывать? Предложим некоторые простейшие рассуждения не ради программных целей, а как концеп-туальное представление о возможных ожиданиях. Как видно из предыдущего материала, технических преград для коммун нет. Технологически «удобных» для этого производств более чем достаточно. Нужна только государственная воля, социализм и финансирование. В зависимости от особенностей основного производства коммуны, стоимость её постройки и запуска может составить (исходя из оценки проектов подобного масштаба) 5 -10миллиардов долларов США на срок до пяти лет (при условии ведения работ как особо важных государственных программ). Стабилизационный фонд России примем в размере US $500 000 000 000. Использование десятой части фонда (сегодня бесполезно «худеющего» в банках и казначействе США) даст около 50-100 миллиардов Долларов США, т.е. обеспечит первичное финансирование 10 – 20 проектов коммун. При достаточно эффективном производстве, возврат средств от затрат на постройку коммуны можно ожидать через пять лет после запуска производства, т.е через десять лет с начала финансирования эти средства могут быть запущены на новые проекты коммун. А 10 – 20 коммун будут уже функционировать, «заработав» средства для других 10 – 20 коммун. И это без привлечения каких-либо других финансов. Нетрудно подсчитать, что через пять пятилеток можно ожидать 150 - 300 коммун. При более интенсивном строительстве (финансировании) можно достичь значительно большего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: