Права человека против других ценностей

Права человека не просто отличаются от других желаемых ценностей, но они могут и конфликтовать с последними. Хотя и существует право на участие в управлении государством, права человека не синонимичны демократии; наоборот, защищая права меньшинств и отдельных граждан, они ограничивают свободу принятия политических решений. При всем том, что они в конечном итоге способствуют экономическому прогрессу и благополучию, они могут замедлять экономический рост, отвлекая часть бюджетных средств для «непродуктивных» начинаний, таким образом, ограничивая с вободу контрактов или налагая на промышленные предприятия природоохранные ограничения. Формируя базу правового порядка, права человека, тем не менее, не идентичны легальности и иногда вступают в противоречие с надлежащим образом обнародуемыми законами, иногда приводя к их нарушениям. Несмотря на существование права человека на социальное благосостояние, права человека не эквивалентен понятию социального равенства; перераспределение есть лишь один из способов реализации основной цели защиты социальных прав, которая является скорее базовой социальной безопасностью, чем равенством жизненных условий.

Ценности, являющиеся важными и законными целями общественной политики, осуществляются иными, чем права человека, средствами. Чаще всего такие ценности, как экономический прогресс, общее благо, равенство и социальная справедливость присущи политическим процессам, имеющим место в парламентах. Мириться ли обществу с высоким уровнем инфляции или повышением уровня безработицы, согласно ли оно на повышение налогов и расходов на социальные нужды, или наоборот, предпочитает снижение налогов, сокращение социальных программ и большую степень экономической самостоятельности индивида, хочет ли общество иметь контролируемую государством систему медицинского обслуживания или регулируемую государством систему частного страхования это вопросы политического решения. Аналогичным образом в каждом обществе есть место для коллективных действий и защиты групповых интересов, хотя права человека не являются коллективными правами, и они не отождествляются с защитой интересов.

Как уже было отмечено, права человека затрагивают некоторые ценности, существующие как вне, так и в рамках политического процесса, и при столкновении с другими ценностями и интересами права человека становятся козырями, то есть они главенствуют над этими другими интересами. В этом проявляется «фундаментализм» прав человека.

Будучи фундаментальными, права человека вместе с тем не являются абсолютными. Они могут игнорироваться и зачастую игнорируются ради других ценностей. Тюремное заключение противоречит личной свободе, запрет на пропаганду расизма или на разжигание бунтов ограничивают свободу выражения, некоторые действия полицейских и следователей приводят к нарушению права на неприкосновенность жилья, и т.д. Но важно то, что эти вторжения в сферу прав личности не совершаются произвольно, они ограничиваются заведомо обусловленными обстоятельствами и надлежащей правовой процедурой.

В конституционном государстве условия, при которых права человека могут нарушаться, декларируются в конституции. Равным образом в конституции оговаривается, какие именно права могут быть законодательно ограничены и в какой степени, для защиты более приоритетных интересов общества. И, наконец, конституции обеспечивают специфические ситуации и процедуры, когда некоторые права могут быть приостановлены по причинам чрезвычайного характера. Фундаментализм прав человека означает, что каждое отклонение от соблюдения этих прав властями должно иметь конституционно обоснованное оправдание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: