Более перспективным представлялось инкорпорирование прав человека в конституции стран. Однако, декларирование определенных прав во многих конституциях не сопровождалось обеспечением механизмов их проведения в жизнь. Критической точкой борьбы за права человека сегодня являются именно способы осуществления конституционных и правовых обещаний как действенных механизмов защиты этих прав.
Права человека во внутреннем правопорядке защищены либо законодательно, либо конституционно. Законодательные права гарантируют защиту от исполнительной власти, в то время как конституционные защищают Индивида еще и от законодательной. Предоставляемые конституцией права не могут быть урезаны или видоизменены разве что при особых обстоятельствах и в строго определенном самой конституцией порядке временным большинством. То есть, конституционные права из всего набора решений большинства отбирают некие защищенные правами базовые ценности. При большинстве конституционных порядков гражданские свободы и политические права относятся к категории конституционных, тем самым налагая ограничения на власть большинства.
Защита от большинства социальных прав проблема более сложная. Международные документы по социальным правам не требуют их конституционализации, а лишь их законодательной защиты. Решения, принятые в этом отношении конституциями демократических стран, разнятся между собой.