В последние годы все больше внимания обращается на особую возрастную категорию потребителей — детей. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, современные дети напрямую расходуют значительные суммы карманных денег, самостоятельно принимая решение о покупке.
Во-вторых, в детском возрасте происходит потребительская социализация, дети познают окружающий социальный мир, в том числе и мир товаров и торговых марок. В значительной степени потребительские привычки и привязанности формируются в раннем возрасте. Не случайно говорят: вкус, знакомый с детства.
Маркетинг отношений
Если совсем недавно многие компании четко определяли возрастные границы своей целевой аудитории, то современные компании стремятся сопровождать человека во всех периодах его жизненного цикла.
Возьмем для примера такой товар, как автомобиль. Кто на Западе был покупателем марки «Мерседес» (имея в виду возраст) двадцать, тридцать лет назад? Солидный господин, лет эдак за... Значит, более молодые потребители воспринимали эту марку как чересчур консервативную и предпочитали иные марки, привыкали к ним и не собирались их менять. Никто не хочет сегодня ездить на «пенсионерском» автомобиле. Руководствуясь этим, компания существенно расширила модельный ряд, предложив модели, ориентированные на различные возрастные группы, в том числе и на молодежь, выпустив модель «А».
Этот пример иллюстрирует важную тенденцию — выстраивание долгосрочных отношений с потребителем. Эту политику называют маркетинг отношений.