Главные направления использования социально-демографических данных:
— определение социально-демографического профиля сегмента или рынка;
— выбор средств коммуникации, с большой вероятностью воздействующих на выбранную социально-демографическую группу;
— выявление потенциальных покупателей нового товара;
— получение количественной оценки рынка по числу покупателей.
Используя принципы демографической сегментации, следует учесть некоторые современные тенденции в изменении численности и состава населения. В последние годы в развитых странах наблюдается:
снижение уровня рождаемости;
рост продолжительности жизни;
увеличение числа работающих женщин;
более поздние браки;
рост числа разводов;
рост числа неполных семей с одним родителем;
рост числа работающей молодежи.
Эти изменения оказывают прямое воздействие на стиль жизни и формы потребления. Они создают новые сегменты рынка и одновременно обусловливают изменения требований в существующих сегментах.
|
|
1. Сегмент пожилых людей (старше 65 лет), с хорошим уровнем доходов, большим количеством свободного времени (в отношении банковских услуг, активного отдыха, медицинского обслуживания).
2. Сегмент неполных семей: холостяков, разведенных, вдов (вдовцов) или семей с одним родителем.
3. Сегмент семей с двумя работающими, с повышенной покупательной способностью, но с ограниченным свободным временем.
4. Сегмент работающих женщин, которых привлекают все товары и услуги, помогающие экономить время (микроволновые печи, пищевые полуфабрикаты, рестораны быстрого обслуживания).
5. Сегмент молодежи с деньгами, самостоятельно принимающей решения о покупках.
Следует учитывать и то, что использование демографических критериев имеет и ряд ограничений.
Социально-демографическая сегментация является апостериорной, т.е., в отличие от априорной, она основана на опыте, на сведениях, полученных в ходе исследования. В центре внимания находится описание людей, образующих сегмент, а не анализ факторов, объясняющих его появление. Вот почему эта сегментация называется также описательной.