Сражение

Стратегический этап

По окончанию экономического хода фракции ходят на стратегической карте. Отряды собираются в армии, которые непосредственно делают ход. Если есть новые отряды, сначала распределяются они, затем фракция делает ход. За ход одна армия может перейти в одну из соседних провинций. Если во вражеской провинции нет войск, она автоматически захватывается.

Чтобы не возникало вопросов по поводу местонахождения конкретного отряда в конкретной армии, все фракции ведут общедоступный список своих войск, где фиксируют какой отряд приписан к какой армии.

Лидеры фракций свободно определяют какой отряд будет в какой армии, единственное исключение у цивилизованных (см Гражданская война в «Интриги»). Отряды приписываются одному командующему, он же может как собрать их в одну армию, так и разделить на 2 и более. Соответственно, такой командующий будет управлять сражением каждой такой армии.

Если в одной провинции находится союзная армия, она может поддержать наступление, при этом теряя возможность ходить, когда наступит её очередь. Если же союзные армии находятся в соседних провинциях, они могут также поддержать наступление или оборону, но тогда союзная армия появляется на тактической карте после пятого хода — необходимо время чтобы подойти на поле боя.

В зависимости от того, из какой провинции передвигаются войска, определяется рельеф поля битвы, который может оказать влияние на характеристики отрядов (см. ниже). Например, двигаясь из Дакии в Далмацию, сражение будет проходить на поле, но если войска идут из Галлии туда же, битва пройдет в горах, поскольку на западе Далмации Альпы. В файле «рельеф провинций» указан их рельеф и результаты передвижения из одной в другую, если есть особенности.

Как только две вражеские армии оказываются в одной провинции, начинается сражение на тактической карте.

Тактический этап

Тактическая карта представляет собой поле, разделенное на клетки размером 18 на 21.

Если с одной стороны оказывается одновременно и лидер фракции и подчиненный (генерал, вождь племени под властью гуннов), лидер может отдавать подчиненному обязательные к исполнению приказы, но подчиненный делает ходы на тактической карте сам. Чуть ниже на примерах будут затронуты все практические аспекты игры на тактической карте.

Войска

На карточках отрядов отображаются их характеристики: здоровье (совокупность непосредственно жизнеспособности и боевого духа, которые на игре никак отдельно не отображаются), урон против легкой пехоты 1 и 2 уровней, урон против тяжелой пехоты, против легкой кавалерии и тяжелой. Это — классы отрядов. Он определяет, какой урон будет нанесен тому или иному отряду. Помимо этого, есть конные лучники, относящиеся к легкой кавалерии и лучники, относящиеся к легкой пехоте 1 уровня, а также элитные войска, входящие в состав тяжелой кавалерии или пехоты в зависимости от типа фракции.

Здоровье изображается в виде линий, которые зачеркиваются по мере нанесения повреждений.

Скорость обозначает количество клеток на карте, на которое отряд может передвинуться за ход. Если отряд со скоростью 3 ходит за раз на 2 клетки, никакого «запаса скорости» не образуется и на следующем ходу он также может ходит максимум на 3 клетки. Скорость на карточке отряда отдельно не указывается, поскольку для всех пехотных отрядов она составляет 3 клетки, для всех конных — 6 клеток за ход.

Помимо вышеуказанных параметров, для стрелковых отрядов есть еще запас стрел, который отображается и зачеркивается так же, как здоровье, и дальность, равная6 вперед и назад, 5 влево или вправо, остальные клетки образуют «полукруг» (как на схеме ниже, радиус поражения стрелковых отрядов отмечен синими клетками). Лучники и конные лучники могут стрелять через головы своих солдат.

 
 

Кроме того, у кавалерии есть параметр наскока(+1 к атаке у всей кавалерии), а любой отряд, ударяющий с фланга, получает +1 к атаке.

Рельеф

Существует 4 вида рельефа: поле, лес, горы, пустыня.

Поле никак не влияет на войска. В лесу конница не может использовать натиск, а её скорость уменьшается на 1. В горах невозможно использовать наскок, скорость всей пехоты уменьшается на 1, конницы на 2. В пустыне скорость конницы уменьшается на 1. Кроме того, в лесах есть непроходимые болота, а также реки, пересечение которых уменьшает скорость всех отрядов на 1. В горах есть непреодолимые ущелья и сам по себе рельеф представляет скорее лабиринт с естественными стенами, чем полностью чистое поле.

Сражение

После расстановки войск первым ходит нападающий. Как только все войска одной стороны закончили ход, начинают ходить их противники. На ход одной стороны дается не более 40 секунд. За этим следит модератор. Лучники и конные лучники могут стрелять на любом ходу, как своем, так и на ходу противника. Отряд может двигаться как вперед, так и назад, как влево, так и вправо. Одна клетка стоит 1 очко скорости. При необходимости отряд может развернуться на 90 градусов, это стоит 1 очко скорости.

Как только 2 вражеских отряда подошли вплотную друг к другу, начинается сражение. Сначала считается урон обороняющемуся отряду, затем атакующему от обороняющегося.

Теперь рассмотрим пример непосредственно боя (см. схему ниже). Отряды тяжелой пехоты и тяжелой конницы Восточной Римской Империи (фиолетовые) атакуют, 2 отряда тяжелых копейщиков Западной Римской Империи (оранжевые) защищаются.

 
 

Первыми ходят воины Восточного Рима. Тяжелая пехота атакует правый отряд тяжелых копейщиков.

Здесь вступает в действие правило связки — вступив в бой с отрядом, на следующем ходу выйти из боя можно с потерями здоровья для отходящего, либо пока отряд не будет разбит. В первой ситуации урон отходящему равняется половине стандартного, и отступающий отряд не наносит урона вообще. Касательно нашего примера,если тяжелая пехота будет сражаться с тяжелыми копейщиками один на один, то за этот ход тяжелая пехота нанесет 3 очка урона, тяжелые копейщики 2 очка. Соответственно, когда наступит ход Западного Рима, копейщики могут выйти из боя — тогда они получат урон равный 1,5 (3 делим на 2). Отход может быть выгоден или для спасения оставшихся отрядов бегством, или для срочного использования отряда в другом месте.

Итак, тяжелая пехота Восточной империи сделала свой ход и вступила в схватку с правым отрядом тяжелых копейщиков. На помощь тяжелой пехоте скачет отряд тяжелой конницы, который ударяет правый отряд тяжелых копейщиков во фланг. Таким образом, атакующие походили всеми отрядами. Имеем следующую ситуацию:

 
 

Рассчитаем итог столкновения. Тяжелая пехота наносит урон 3 тяжелыми копейщикам. Они наносят урон 2 в ответ. Тяжелая конница имеет урон 2 против тяжелых копейщиков. Прибавляем удар во фланг (+1) и, поскольку расстояние до правого отряда тяжелых копейщиков было больше 2 клеток, добавляется наскок (+1) (подробнее об ударе во фланг и наскоке см. ниже). Итого урон от отряда тяжелой конницы равен 4. Тяжелые копейщики не наносят урона тяжелой коннице, так как уже вступили в схватку с отрядом тяжелой пехоты. Теперь рассчитываем общий результат. Складываем урон атакующих, 3+4=7. Здоровье отряда тяжелых копейщиков равно 5, следовательно, отряд разбит. Тяжелая пехота получает 2 урона и у нее остается 3 здоровья из 5.

И в этот момент второй отряд тяжелых копейщиков может совершить перехват. Это возможно, поскольку 1) атакующие уже походили 2) не участвующий в схватке отряд обороняющихся имеет достаточно очков скорости чтобы достать до противника (или радиус стрельбы, если это лучники) 3) отряды уже сражающихся вступили в бой именно на этом ходу, а не ранее. Если перехват возможен и полководец защищающихся на данном ходу решил его использовать, то сразу после хода атакующих объявляет об этом, иначе перехват не производится и начинается ход другой стороны битвы. Военному обороняющихся стоит следить за ситуацией, поскольку если перехват (и вообще ход какого-либо отряда) не был объявлен, то аргумент «забыл-не заметил» не работает.

Полководец обороняющихся объявляет о перехвате и левый отряд тяжелых копейщиков атакует тяжелую пехоту. Выходит следующее:

 
 

Поскольку был произведен перехват, итог столкновения рассчитывается заново. Левый отряд тяжелых копейщиков атакует тяжелую пехоту — поэтому тяжелая пехота сражается теперь только с напавшим на них отрядом, один на один. Соответственно, тяжелая конница бьется со вторым отрядом тяжелых копейщиков тоже один на один. Рассчитываем финальный итог столкновения на этом ходу.

Отряд тяжелых копейщиков, который пошел на перехват, ударяет тяжелую пехоту во фланг. Поэтому к стандартному урону тяжелых копейщиков против тяжелой пехоты (2) прибавляем 1. Урон тяжелой пехоты тяжелым копейщикам равен 3. Отметим, что поскольку отряд тяжелых копейщиков сам атакует своим флангом,это не дает защищающемуся отряду бонус +1 к урону за фланговую атаку, так как отряд тяжелых копейщиков атакует флангом, а не обороняется. Итак, оба отряда наносят друг другу по 3 урона каждый, у каждого из 5 здоровья остается 2. Урон от тяжелой конницы первоначально атакованным тяжелым копейщикам остается тем же — стандартный 2 плюс 1 за наскок и еще плюс 1 за удар во фланг, итого 4. Но теперь правый отряд тяжелых копейщиков, поскольку благодаря перехвату, сражается один на один с отрядом тяжелой конницы, следовательно, конный отряд получает урон от тяжелых копейщиков, который равняется 4.

Выходит, что по итогу перехвата отряд тяжелых копейщиков не только выживает, но и наносит почти смертельный урон тяжелой коннице. Однако если отряд отправился на перехват, следующий ход он не двигается и может только сражаться на месте (стрелять тоже может, если это стрелки).

Модератор письменно фиксирует, какие отряды пошли на перехват для того чтобы впоследствии не было споров на этой почве — в любой момент каждый участник боя может все проверить. Уже через свой ход после перехвата отряд снова может двигаться и в том числе снова осуществить перехват.

Если в результате расчета выходит, что отряды одновременно уничтожают друг друга, модератор бросает кубик. Первые три цифры означают что остается атакующий отряд, а защищающийся разгромлен, последние три — наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: