Скульптурные творения Скопаса и Праксителя

Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н. э. отразились в произведениях великих мастеров — Скопаса и Пракси­теля. Несмотря на существующие между ними различия, их объеди­няет стремление к передаче энергичных действий, а главное — мира чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся объектом творчества этих художников.

Скопас (420 — ок. 355 гг. до н. э.) был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с этим материалом работал великий скульптор, но почти все его произведения уничтожены временем. То немногое, что сохранилось до наших дней, свидетельствует о высо­чайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработ­ки мрамора. Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упое­ние боем.

Одним из совершеннейших творений Скопаса является статуя Менады — нимфы, воспитавшей юного бога Диониса. Скопасу принадлежат также многочисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура. Он также известен как зодчий, принимавший участие в украшении знаменитого Галикарнасского мавзолея.

Пракситель (ок. 390—330 гг. до н. э.), уроженец Афин, вошёл в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника. Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчёркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. Таковы «Гермес и Дионис», «Отдыхающий Сатир» и «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»).

Но особую известность Праксителю принесли женские образы в скульптуре, и в частности знаменитая «Афродита Книдская». По преданию, Пракситель создал две статуи, запечатлев в одной из них богиню оде­той, а в другой — обнажённой. Жители острова Коса, испуганные смелостью мастера, приобрели для своего города Афродиту в одеждах, а жители острова Книд оказались более дальновидными: они установили из­ваяние обнажённой богини на одной из главных пло­щадей. Отныне поклон ники прославленного творения скульптора стали съезжаться сюда со всех концов Гре­ции, приумножая таким образом славу города.

Афродита показана в тот момент, когда она, сбро­сив одежды, хочет войти в источник для купания.

В облике богини нет и тени кокетства или само­любования. Её красота проста и естественна. Допусти мастер хотя бы малейший намёк на жеманство или стыдливость наготы, она стала бы далёкой от совер­шенства и божественности. Праксителю удалось мас­терски передать удивительную жизненность образа. Более того, статуя была тонирована восковыми кра­сками нежных и теплых тонов. Не случайно римский писатель I в. Плиний Старший считал это произведе­ние скульптора «выше всех произведений не только Праксителя, но вообще существующих во Вселенной».

Известно, что моделью для статуи послужила красавица Фрина, с которой связано множество кра­сивых легенд. По одной из них, Фрина попросила Праксителя подарить ей в знак любви самое лучшее его произведение. Он согласился, но при этом отка­зался его назвать. Тогда хитрая Фрина приказала ра­бу сообщить художнику о том, что его мастерская погибла от пожа­ра. Испуганный Пракситель воскликнул: «Если пламя уничтожило Эрота и Сатира, то все погибло». Так Фрина узнала, что именно она должна просить в подарок у скульптора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: