Лисипп и Леохар

Выдающимися мастерами поздней классики являются скульпторы Лисипп и Леохар.

Лисипп (370—300 гг. до н. э.) создал около 1500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов. Будучи придворным скульптором Александра Македонского, Лисипп запечатлел образ великого полководца в одном из сражений. Взгляните на мраморную копию головы Александра Македонского: в его лице с приподнятыми, чуть нахмуренными бровями легко угадывается характер сильного и волевого человека. Его беспокойный дух, огромная сила воли, постоянно меняющееся выражение лица мастерски запечатлены скульптором. Несомненно, перед нами реалистический портрет полководца, в котором очень точно прорисованы его индивидуальные черты.

Новаторство Лисиппа состояло в том, что он стремился максимально приблизить свои образы к действительности, показать их в конкретных, динамических ситуациях. Лисипп говорил, что, в отличие от своих предшественников, которые изображали людей такими, какие они есть, он стремился запечатлеть их в мимолётном, сиюминутном порыве. А потому его скульптуры чаще напоминают мгновенные снимки с натуры, нежели обобщённые образы. Может быть, именно этим объясняете тот факт, что Лисипп предпочитал работать с бронзой, легко принимающей при отливке любую форму. Отрицая тяжеловесность и неподвижность в изображении человеческой фигуры, он стремился к легкости динамичности её пропорций.

В коллекции Эрмитажа хранится одна из копий работы Лисиппа — «Геракл, борющийся со львом». В ней с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть В скульптуре запечатлен решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытаясь освободиться он впивается когтями в тело героя, но силы уже по кидают льва. Эту скульптурную группу нужно рассматривать с разных точек зрения, только в этом случае можно в полной мере ощутить напряжённость мышц Геракла, увидеть искажённую бессильной злобой морду хищника, почувствовать неустойчивость его фигуры, поднявшейся на задние лапы.

Творчество Леохара (середина IV в. до н. э.) являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты Человека. В лучшем его произведении — статуе Аполлона Бельведерского, дошедшей до нас в римской копии, пленяет не только совершенство образа, но и мастерство техники исполнения. До сих пор это замечательное произведение воплощает высокий идеал Человека. Не раз к нему обращались исследователи и поэты. Вот, например, как описывает эту статую немецкий историк искусства И.И. Винкельман (1717—1768): «Не кровь и нервы горячат и двигают его тело, но небесная одухотворённость. Разливающаяся тихим потоком, наполняет она все очертания этой фигуры... Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности».

А русский поэт XIX в. А.Н. Майков, посетивший музеи Ватикана в Риме, выразил свои чувства в таких поэтических строках:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: