Имя собственное как элемент художественного произведения

В любом произведении литературный персонаж утверждается в сознании читателя своим внешним видом, чертами характера, поступками, мыслями, своеобразной речью. Но особенно ярко индивидуальность литературного героя отражается в его имени. С выбора имени начинается бытие героя в литературном произведении. В нем отражается его внутренняя жизнь, оформляются психические процессы. Имя дает ключ к характеру человека, кристаллизует определенные качества личности. Если тот или иной характер удался писателю, то в представлении читателей все его черты будут связаны с одним словом - его именем.

Имя героя в литературе определяет духовная норма личностного бытия, устойчивый тип жизни, глубоко обобщающий действительность. Герой раскрывается в тесной связи с общей идеей и образом своего имени. Такова «бедная» Лиза, Наташа Ростова, Маша Миронова. Каждое личное имя здесь - это особый литературный тип, универсальный путь жизни, свойственный только данному конкретному имени. Например, путь Лизы - это путь тихого, трогательного бунта против моральных норм, против Бога (хотя Елизавета - «почитающая Бога»). Путь Натальи - это путь простых природных влечений, которые прекрасны в своей естественности. Путь Марии - это путь «золотой середины»: путь служащей госпожи, сочетающей в себе и величавость, и покорность.

Итак, имя собственное служит одним из важнейших средств воплощения авторского замысла и концентрирует в себе значительный объем информации.

Соотношение имени и рода литературы

Говоря о зависимости имен в художественных произведениях от рода литературы, хочется отметить следующее: в наименьшей степени она проявляется в лирике. Интересно, что порой в лирических произведениях личное местоимение играет большую роль, чем возможное имя; имена вообще нечасто встречаются в лирике (исключения составляют поэмы). В драматических же произведениях роль собственных имен особенно велика, так как антропоним изначально задает установку восприятия героя читателем, поскольку приведен в списке действующих лиц. «Говорящие» имена использовались уже в античной комедии. Также существенное значение личные имена имеют в эпических произведениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: