double arrow

Языковая картина мира как основной объект исследования лингвокультурологии


Картина мира как результат переработки информации о среде и человеке. Разновидности картины мира: реальная картина мира (РКМ), культурная (понятийная) картина мира (ККМ), языковая картина мира (ЯКМ). Признаки ЯКМ: антропоцентричность, национальность. Научная и наивная ЯКМ (А.Д.Апресян). Функция ЯКМ: интерпретативная и регулятивная. Роль фразеологизмов в создании ЯКМ.

Антрополингвистика

Содержание понятия «антрополингвистика»: узкое и широкое значения термина «антрополингвистика»; основные характеристики новой научной парадигмы.

Методы исследований антропоцентрической лингвистики. Использование языковых корпусов. Корпусная лингвистика в России; Национальный корпус русского языка.

Проблемы антропоцентрической лингвистики в положениях Московской школы функциональной социолингвистики. Содержание понятия «живая речь».

Содержание понятия «языковое существование»: истоки теории языкового существования; использование термина «языковое существование» в русском языкознании.

Жанровая стратификация речи: понятие жанра в функциональной социолингвистике; проблема классификации жанров спонтанной устной речи. Фатическая и информативная речь в контексте теории речевых жанров. Специфика речевых жанров в условиях интракоммуникации.




Детская речь как особое проявление некодифицированной сферы функционирования языка. Онтолингвистика и ее место в антропоцентрическом языкознании. Усвоение ребенком языковых правил: фонетические, лексические, грамматические особенности детской речи; детское словотворчество.

Язык русского зарубежья: общая характеристика понятия «русское зарубежье»; этапы русской эмиграции и особенности языковой компетенции эмигрантов; активные процессы в языке русского зарубежья. Русский язык в восточном зарубежье.

Проблемы антропоцентрической лингвистики в положениях Московской школы функциональной социолингвистики.

Содержание понятия «антрополингвистика»; основные характеристики новой научной парадигмы.

Основные принципы и направления Московской школы функциональной социолингвистики. Исследования проблемы «язык города»: понятие языкового существования; жанровая дифференциация речи; социальная маркированность речи.

II. Вопросы государственного экзамена

По русскому языку







Сейчас читают про: