Геоморфология и рельеф

В геоморфологическом отношении территория приурочена к Восточному склону Приволжской возвышенности и представляет собой крутой уступ абразионно-аккумулятивной хвалынской террасы. Поверхность участка слабонаклонная, общий уклон поверхности направлен к востоку (к р. Волге). Высота берега над уровнем р. Волги составляет 32-33 м. На береговом склоне террасы встречаются единичные оползни сравнительно небольшой площади и осыпи. По результатам расчетов устойчивости откосов выполненным ЗАО «НВТИСИЗ» в 2006-2007 гг. откосы в береговой зоне в пределах описываемой территории в основном устойчивы, но встречаются участки и с неустойчивыми откосами, строительство сооружений в пределах этих участков недопустимо без осуществления противооползневых мероприятий. Рельеф территории осложнен современным оврагом Долгий и его отвершками, которые в настоящее время частично или полностью засыпаны намывными или насыпными грунтами и бытовым мусором.

На территории так же существуют локальные углубления (старые погреба, ямы, траншеи, блиндажи, окопы, воронки от бомб и пр.) заполненные насыпными грунтами с возможным включением неразорвавшихся боеприпасов времен ВОВ.

Геологическое строение

В геологическом строении территории принимают участие отложения четвертичной системы представленные современными техногенными (tQIV), современными аллювиальными (аQIV), верхнечетвертичными оползневыми (dp (P3mk) QIII) и овражно-аллювиальными (fs-aQIII) образованиями и отложения палеогеновой системы представленные породами мечеткинской (Р2mc), царицынской (P2cr) и пролейской (P1рr) свит.

Современные техногенные (tQIV) образования распространены с поверхности территории и заполняют овраг Долгий и его отвершки, представлены насыпными супесчано-суглинистыми грунтами с включениями бытового и строительного мусора и намывными песками. Мощность этих отложений колеблется от 0.5 до 14.5м. Насыпные грунты характеризуются неоднородным составом, плотностью и высокой неоднородностью сжимаемости. Намывные пески преимущественно мелкие, в основном рыхлого и среднеплотного сложения.

Современные аллювиальные (аQIV) отложения развиты на бечевнике и в русле р. Волги, представлены песками серыми, средней крупности с прослоями гравелистых песков, с включениями гальки и обломков песчаника различной величины, с прослоями суглинков. Толщина слоя их изменяется от 0.4 до 5,8м.

Верхнечетвертичные оползневые (dp (P3mk) QIII) отложения залегают локально под насыпными грунтами, на дне и склонах оврага Долгого и его отвершков. Представлены перемятой толщей глин майкопской серии палеогена, мощностью от 0.8 до 6.0м, перемещенными оползневыми процессами в верхнечетвертичное время со склона в ложе оврага и его отвершков. Глины (dp (P3mk) QIII) неоднородны по сжимаемости, не набухающие. Эти отложения стабилизированы и не создают угрозы оползневых деформаций.

Верхнечетвертичные овражно-аллювиальные (fs-aQIII) образования залегают под техногенными и оползневыми отложениями, заполняют обширный древний эрозионный врез, глубина которого достигает 23.8-31.5 м. Представлены преимущественно суглинками с отдельными прослоями супесей, песков и глин. Мощность этих отложений достигает 26.0м.

Отложения мечеткинской (Р2mc) свиты палеогена, залегают под овражно-аллювиальными образованиями, представлены неравномерно сцементированными песчано-алевритовыми породами с пятнами ожелезнения и ярозита, с прослоями песчаника низкой прочности. Характерной особенностью песчано-алевритовых отложений является степень их цементации слабым глинистым или жестким карбонатным, или кремнистым цементом и выветрелость породы. При определении границ пластичности по стандартной технологии жесткие кристаллизационные связи между частицами разрушаются. По существу, это слаболитифицированные полускальные грунты весьма низкой прочности, такой классификационный показатель, как число пластичности, для них не применяется и за этими грунтами сохранено наименование “песчано-алевритовая порода”, принятое впервые для города Волгограда при выполнении инженерных изысканий под строительство Волжской ГЭС. Мощность этих отложений колеблется от 3.0 до 8.0 м.

Отложения царицынской (P2cr) свиты палеогена залегают под породами мечеткинской свиты и под слоем овражно-аллювиальных отложений, в местах, где мечеткинские слои были прорезаны древним оврагом. В кровле представлены слоем песков средней крупности с включением конкреций песчаника, общей мощностью 6,5-7.2 м. Пески подстилаются неравномерно сцементированными песчано-алевритовыми породами с прослойками крепкого песчаника, и неравномерно сцементированными алевролитами с прослойками глин и аргиллитов. Общая вскрытая мощность отложений царицынской свиты достигает 16.0 м.

Ниже залегают отложения пролейской свиты палеогена представленные малопрочными песчаниками и уплотненными темно-серыми песками с зеленоватым оттенком, в подошве слоя с прослойками (0.1-0.2 м) белых кварцевых крупных песков. Вскрытая толщина осадков пролейской свиты составляет 17.7-22.5 м. Гидрогеологические условия

Грунтовые воды на участке имеют техногенное происхождение и залегают на глубине от 5,0 до 13,9 м. в техногенных, овражно-аллювиальных и в палеогеновых отложениях.

Приведенный уровень подземных вод не является постоянным и подвержен сезонным колебаниям с амплитудой до 1,5м.

По минерализации воды от слабосолоноватых до соленых с сухим остатком 1.3-6.7 г/л, по химическому составу смешанные. Питание водоносного горизонта происходит за счет инфильтрации атмосферных осадков, за счет аварийных утечек из водонесущих коммуникаций, полива зеленых насаждений, а так же подтока со стороны Приволжской возвышенности. Разгрузка происходит в сторону р. Волги с влиянием оврага Долгого как дрены.

Коэффициенты фильтрации водовмещающих пород, по данным региональных исследований, составляют: для насыпных грунтов (tQIV) – 0.5 м/сут, намывных песков (tQIV) – 5-8 м/сут, суглинков (fs-aQIII) – 0.1 м/сут., песчано-алевритовых пород 0,1-1,2 м/сут.

По критерию типизации по подтопляемости территория согласно СП 11-105-97 (часть II) Приложение И относится по условиям развития процесса к району II-Б1, потенциально подтопляемому в результате ожидаемых техногенных воздействий.

Физико-геологические процессы и явления.

На описываемой территории, имеют место следующие физико-геологические процессы и явления: просадочность суглинков (fs-aQIII), подтопление территории грунтовыми водами типа «верховодка» техногенного происхождения, выветривание, размыв и оползневые деформации на береговом склоне р. Волги.

Суглинки (fs-aQIII), залегающие выше уровня грунтовых вод, при замачивании и дополнительных нагрузках обладают просадочными свойствами, просадка грунта от собственного веса отсутствует (тип грунтовых условий по просадочности - I).

Выветривание пород проявляется в растрескивании глинистых пород после усыхания.

Размыв пород происходит под воздействием талых весенних и ливневых осадков. Талые и дождевые воды, скапливающиеся на склоне, разрушают породы и водонасыщают грунты, снижая при этом устойчивость склона.

Оползневым деформациям на склоне подвержены в основном насыпные образования. Базисом смещения насыпных суглинистых грунтов является кровля намывных песков.

Сейсмичность территории

Сейсмическое микрорайонирование при инженерно-геологическом обосновании проекта строительства мостового перехода через р. Волгу позволило установить силу возможных очагов землетрясений (ВОЗ), выраженных энергетической характеристикой, которая называется магнитудой «М». Максимальные значения магнитуд Ммакс в радиусе исследований изменяются в диапазоне значений от 4,1 до 6,4. При этом в районе площадки строительства моста выявлены возможные очаги землетрясений (ВОЗ) с максимальной магнитудой Ммакс = 4,2.

По общему сейсмическому районированию на территории Российской Федерации ОСР-97 в соответствии с Изменением №5 к СНиП II-7-81* расчетная сейсмическая интенсивность в баллах шкалы MSK-64 для средних грунтовых условий по карте В для г. Волгограда составляет 6 баллов.

4. Анализ транспортной инфраструктуры территории

Наиболее активно осваиваются территории примыкающие к транспортно-коммуникационной сети и особенно к ее главным узлам. Такие территории являются потенциальным резервом для развития.

Пр-т им. В. И. Ленина, являясь магистральной улицей общегородского значения, аккумулирует на себе основной поток автотранспорта. Загруженность проспекта формирует легковой и общественный транспорт, идущий по направлению в центр и из центра города.

Улично-дорожная сеть в границах территории сформирована, за исключением участка 0й рокадной дороги вдоль р.Волги (подъездов и съездов к ней).

По территории проходит участок движения (по пр-ту им.В.И.Ленина) городского общественного транспорта: - трамвайные и троллейбусные линии, а так же автобусов и маршрутных такси.

Ул. им. Маршала Рокоссовского (2-я продольная магистраль), являясь магистральной улицей общегородского значения, аккумулирует на себе основной поток автотранспорта. Загруженность проспекта формирует легковой, грузовой и общественный транспорт, идущий по направлению в центр и из центра города.

Улично-дорожная сеть в границах территории не достаточно сформирована. Улицы Московская и Космонавтов в настоящее время не соответствуют по своим параметрам категории согласно схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана Волгограда (см. Таблицу №1 и рис. 5)

Таблица 1

Характеристики улиц.

Наименование Категория
пр-т им.В.И.Ленина - магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, по которой осуществляется движение легкового автотранспорта, автобусов, маршрутных такси, троллейбуса и трамвая
ул.Землянского -магистральная улица общегородского значения с непрерывным движением,по которой осуществляется движение легкового и грузового автотранспорта, автобусов и маршрутных такси. - крупные мосты и эстакады
ул.Дымченко ул.Глазкова ул.Чуйкова - улицы и дороги местного значения
ул. им. Маршала Рокоссовского, ул. Землячки - магистральная улица общегородского значения с непрерывным движением,по которой осуществляетсядвижение легкового и грузового транспорта, автобусов, маршрутных такси.
ул. Московская - магистральная улица общегородского значения с непрерывным движением,по которой осуществляетсядвижение легкового автотранспорта. в настоящее время не соответствуют по своим параметрам категории согласно схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана Волгограда
ул. Космонавтов - магистральные улицы районного значения,по которым осуществляется движение легкового и грузового автотранспорта в настоящее время не соответствуют по своим параметрам категории согласно схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана Волгограда

На проектируемой территории функционируют следующие виды транспорта:

- троллейбус;

- автотранспорт (автобус, маршрутное такси, легковой автомобиль);

- грузовой транспорт;

- электропоезд;

- речной транспорт(индивидуальные лодки и яхты).

В границах объекта проектирования, а также в зоне влияния объекта проектирования выявлены следующие проблемы:

- наличие большого количества тупиковых улиц

- перегруженность первой продольной магистрали транспортными потоками;

- нехватка мест хранения автотранспорта (не используется подземное пространство);

- шумовое загрязнение, загрязнение воздушного бассейна, высокий уровень вибрации на отдельных участках.

Рис.5. Схема транспортной инфраструктуры. Анализ существующей ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: