Селитебная территория

  — осн. часть города, на к-рой сооружаются жилые дома, обществ, здания, устраиваются сады, парки, бульвары, прокладываются магистральные и жилые улицы, создаются площади с транспортными сооружениями и подземными коммуникациями. Многообразные социальные запросы семьи в воспитании детей, образовании, культурном развитии, здравоохранении, бытовом обслуживании и др. определяют комплекс градостроительных требований к расположению селитебной территории в городе, к ее архитектурно-планировочному решению. При стр-ве или реконструкции существующих городов для селитебных территорий выбирают участки с наиболее благоприятными естественными и санитарными условиями, по возможности сухие, возвышенные, имеющие зеленые насаждения, вблизи рек и проточных водоемов. На селитебной территории, как правило, не допускается размещать пром. предприятия и крупные склады, требующие устройства подъездных ж.-д. путей, крупные гаражи и др. сооружения, загрязняющие воздух, почву и водоемы. С. т. располагают с наветренной стороны, выше по течению рек по отношению к пром. предприятиям с производственными вредностями и отделяют от них сани- тарно-защитными зонами в зависимости от санитарной классификации производств Ориентировочные размеры С. т. в городах различной величины приведены в таблице. Для городов южных р-нов (где в целях улучшения микроклимата вблизи жилых домов должно быть больше зеленых насаждений, чем в городах средней полосы) размеры С. т. принимаются на 10—15% больше, чем указано в таблице. Для сев. городов, с более плотной и компактной жилой застройкой, площадь С. т. может быть меньше на 8—18%. В целях удобного обслуживания населения к взаимному расположению жилищ, общественных зданий и учреждений куль- турнобытового назначения предъявляются специальные требования. Все виды обслуживания по степени необходимого приближения к жилищам разделяются на три ступени в зависимости от того, как часто пользуется ими население. Приближение учреждений различных ступеней обслуживания к жилищам при обеспечении удобных транспортных связей жилой зоны с др. частями города (пром. и складскими р-нами, транспортными сооружениями, зонами отдыха) приводит к необходимости расчленения селитебной территории на жилые р-ны и микрорайоны. С этим членением С. т. согласуется построение сети магистральных улиц. Магистральные улицы общегородского значения, как правило, не пересекают жилых р-нов; эти улицы вместе с широкими озелененными полосами вдоль них служат границами между отд. жилыми р-нами. Магистральные улицы районного значения могут пересекать жилые р-ны, связывая их обществ, центры между собой и с др. частями города. Не допускается пересечение или членение на части микрорайонов магистральными улицами. Орг-ция обслуживания населения по ступенчатой системе и условия трассирования сети магистральных улиц общегородского и районного значения определяют в целом функциональные требования к структуре селитебной территории городов. Города с населением в 50 тыс. жителей могут иметь планировочную структуру одного жилого р-на, в к-ром обществ, центр совмещается с центром города; здесь сосредоточиваются учреждения как периодического пользования, так и общегородские. В городах с населением свыше 50 тыс. жителей селитебная территория членится на жилые р-ны, где наряду с общественными центрами жилых р-нов создаются общегородские общественные центры.

· микрорайон (квартал) – основной планировочный элемент жилой застройки площадью 10-60 га, но не более 80 га, численность населения 5-20 тыс. человек, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, обеспеченный основными видами учреждений с и предприятий повседневного культурно-бытового обслуживания населения с радиусом не более 500 м; границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути;

· жилой район – структурный элемент селитебной территории площадью от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а так же часть объектов городского значения; границами жилого района являются естественные труднопреодолимые рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: