Лекция. Введение в социальную психологию групп

В психологии вы качестве научных понятий используются слова, которые используются также в обыденном языке, что может приводить к некоторой путанице. Например, у любого из здесь присутствующих есть обыденное представление о том, что такое группа (несколько человек, пространственно близко расположенных). Но социальные психологи обратили внимание на то, что когда несколько человек начинают взаимодействовать и устанавливают отношения друг с другом, то возникает соверешенно особое образование, которое невозможно описать как сумму индивидуальных характеристик, входящих в них людей. Например, по отдельности все члены группы — это уверенные в себе, независимые во взглядах люди. Но когда они находятся в группе, особенно если эта группа значима для них, они начинают проявлять подверженность влиянию группы, ее большинства. Пример Уманского: есть мешок картошки, каждая картофелина сама по себе. Но вы приготовили из этой картошки какое-то блюдо: все картофелины в него вошли, но это уже нечто качественно другое. Вот именно эти особые надиндивидуальные характеристики и представляют интерес для социальных психологов при изучении групп.

Почему социальная психология занимается изучением психологии групп? Любой человек является членом различных групп. Если вы сейчас захотите подсчитать все группы, членом которых Вы являетесь, то у вас может не хватить пальцев на обеих руках, что еще раз подтверждает вывод Аристотеля о том, что человек - общественное животное. Когда мы хотим лучше понять человека, то спрашиваем, кто его родители, или какой вуз он закончил, т.е. интересуемся теми группами, членом которых он является (или был). Действительно, группа, в которую входит человек, воздействует на него, формирует его самосознание, ценности, идеалы, потребности. То есть для того, чтобы понять, как развивается личность, мы должны проанализировать особенности тех групп, в которые он включен. До сих пор мы рассматривали с вами процессы коммуникации, перцепции и интеракции так, как будто они происходят в вакууме, то есть не учитывали групповые влияния. Теперь нам необходимо это учесть.

Первый вопрос, на который нам необходимо ответить: почему люди объединяются в группы? (1) в силу необходимости решения задачи, которая не может быть решена единичными усилиями, например, инструментальные группы;

2) для удовлетворения основных потребностей:

1. потребности в физическом выживании (в те времена, когда люди жили племенами, это было более очевидно, чем сейчас. В настоящее время: разделение труда в обществе (это тоже группа), защита прав граждан. Для того, чтобы согласиться с тем, что общество обеспечивает наше выживание, можно мысленно представить себе, что Вы живете отшельником в глухом месте);

2. социально-психологические потребности:

q одной из базовых потребностей по А. Маслоу является потребность в принятии и одобрении, этой цели служат экспрессивные группы (дружеские компании));

q потребность в информации (мы просим подругу сходить с нами в магазин, чтобы помочь выбрать какую-нибудь вещь, спрашиваем у знакомых, стоит ли посмотреть этот фильм, нас интересует, как мы выглядим в глазах других (при этом мы используем других как образец для сравнения - этот процесс Л.Фестингер назвал социальным сличением);

q в эмоциональной поддержке (Эксперимент Шехтера (Schachter, 1959): 2 группы студенток. Одной группе говорилось, что их подвергнут очень сильным, но безопасным для здоровья ударам эл. тока (высокая тревожность). Др. группе говорилось, что они получат слабые удары током, которые будут ощущаться как легкое щекотание (низкая тревожность). После этого всем испытуемым предлагалось 10 минут подождать начала эксперимента. На выбор предлагалось ждать в индивидуальных кабинках или вместе со всеми. В 1 группе 62,5 % пожелали остаться вместе, а во 20-й - только 33 %.

Как люди решают, в какую группу они хотят входить?

1. С точки зрения теории социального обмена (Тибо и Келли (Thibault, Kelly)): взвешивая вознаграждения и затраты. Выделяют 6 типов вознаграждения, которые можно получить в группе: любовь, деньги, статус, информация, вещи, услуги. Затраты: время, энергия, материальные и личностные ресурсы.

2. Характеристики людей, с которыми нам хочется входить в одну группу.

q сходство. Нас больше привлекают люди, которые разделяют наши убеждения, склонности, ценности. Мы могли бы это проверить, используя соответствующие тесты для тех, кто в этой аудитории сидит рядом. Находясь за границей, мы часто устанавливаем тесные отношения с людьми из нашего города (и можем перестать с ними общаться после возвращения, потому что дома у нас есть более похожие на нас друзья).

q географическая близость.

физическая привлекательность

Несмотря на то, что в жизни нам приходится сталкиваться с различными по составу и направленности группами, мы все-таки будем исходить из того, что базовые законы, по которым группа развивается - одинаковы для различных групп. Называются они групповой динамикой.

Как уже говорилось, каждый из нас входит в различные группы, причем мы можем в различной степени осознавать принадлежность к той или иной группе. А иногда можем не осознавать совсем. Например, если какой-то ученый решил исследовать связь между цветом глаз и характером, то он может объединить в одну группу испытуемых (по цвету глаз) людей различного возраста, профессии, социального статуса… Эти люди могут и не знать того, что в каком-то исследовании они оказались включены в одну группу. Или группа людей, имеющих повышенное артериальное давление, или нарушивших в этом году хотя бы один раз правила дорожного движения. Все это примеры так называемых условных групп. Человек является членом условной группы, так как он обладает тем признаком, который положен в основание этой группы, но он может не осознавать своей принадлежности к ней. Условные группы иначе еще называют номинальными, от слова номос — имя. Они существуют, поскольку мы дали им имя (например, все люди с 4 группой крови), но сами люди могут об этом не задумываться. Условные группы существуют, но социальных психологов в большей степени интересуют группы, принадлежность к которым человеком осознается. То есть это реально существующие группы, в которых люди объединены совместной деятельностью (производственная бригада) или сходными условиями существования. Факт осознания принадлежности к группе является очень важным с точки зрения социальной психологии. Индикатором осознания принадлежности к группе является так называемое "Мы-чувство". Это понятие было введено отечественным психологом Поршневым Б.Ф., которое он считал универсальным принципом психического оформления общности.

Значимость группы как объекта исследования обозначена в определении предмета социальной психологии: закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы. Группа является посредником между обществом и личностью, именно в группе личность усваивает принятые в обществе нормы и ценности (семья, круг друзей…). Как и при изучении других социально-психологических объектов, в социальной психологии групп выделяют несколько подходов к исследованию группы.

1) индивидуальный (американская соц. психол.). Здесь речь идет не столько о группе, сколько о людях, присутствие которых определяет поведение человека. В рамках индивидуального подхода мы будем рассматривать такие феномены, как соц. фасилитация и ингибиция.

групповой (европейская соц. пс.).

Для понимания группы важно представлять, что группа - это не совокупность индивидов, а общность, целостность, имеющая специфические характеристики, в отечественной психологии: субъект деятельности. (Идея о группе, как целостном образовании, несводимом к сумме входящих в нее индивидов, разрабатывалась еще в "Психологии народов" В.Вундтом). Для исследования какого-либо объекта, в нашем случае группы, необходимо задать понятийный аппарат, в рамках которого его можно описывать. Прежде рассмотрим классификацию групп.

Группы

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Стихийные Устойчивые Становящиеся Развитые

(толпа, публика,

аудитория)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: