double arrow

Понятие малой группы

2

При определении понятия малой группы авторы акцентируют внимание на тех или иных сторонах группового процесса, которые чаще выделяются эмпирическим путем.

Определение Р.Бейлза: “любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена...”. Здесь акцент на поведенческом аспекте, внешне наблюдаемой стороне.

М.Шоу: “двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица”. Помимо взаимодействия, отличающего группу от любого другого скопления людей, важными являются и следующие характеристики: 1) некоторая продолжительность существования; 2) наличие общей цели или целей; 3) развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры; 4) осознание членами группы себя как часть “мы” или своего членства в группе. Последний признак важен для социальных психологов и не важен для социологов. Для социологов группа — это субъект общественных отношений, а для социальных психологов важно, как люди осознают и переживают свою принадлежность к группе, общность с другими людьми — это психологическая реальность. Для психологов важны межличностные отношения (хотя они определяются общественными).




Здесь возникает вопрос о том, являются ли все из указанных признаков одинаково значимыми или какие-то можно считать базовыми. Если группа рассматривается как изолированная структура, функционирующая по специфическим законам, то все признаки равноправны. Но согласно другому взгляду, малая группа - это прежде всего социальная группа, элементарное звено в структуре социальных отношений. Определение с этой точки зрения дает Г.М. Андреева: “Малая группа, это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов”. Таким образом, общественные отношения находят отражение в специфике непосредственных межличностных контактов, которые развиваются в совместной деятельности и это развитие ведет к формированию у группы специфических социально-психологических характеристик.

Определение: малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой осознают свою принадлежность к группе, объединены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте. При анализе психологии малой группы как целостного образования, будем использовать прежде всего понятия, описывающие саму группу. К ним относятся: 1) характеристики положения индивида в группе (статус, роль, система групповых ожиданий);

2) характеристики самой группы: размер, композиция группы (состав), структура, групповые процессы (процесс развития и сплочения группы, групповое давление, принятие решений группой), групповые нормы и ценности, система санкций



1) Положение индивида в группе

Роль. Понятие "роль" заимствовано из социологии. Оно было введено Г. Мидом (1934) и модифицировано Гоффманом (1967). Выделяют 2 аспекта роли: восприятие роли - мое представление о том, как я должна себя вести в группе; ролевое ожидание - ожидания других членов группы от моего поведения. Входя в новую группу мы обычно не знаем как вести себя. Это состояние называется ролевая неопределенность и сопровождается чувством неловкости (это чувство является одной из причин того, почему люди боятся переходить из группы в группу, например, менять место работы). Через некоторое время мы начинаем соотносить друг с другом свое поведение, то есть происходит согласование ролей, они становятся комплементарными. Роли приобретают устойчивый характер (душа общества) и это способствует формированию определенных ожиданий относительно поведения этого человека. Система групповых ожиданий возникает вследствие того, что выполнение членом группы своих функций оценивается другими членами группы и от них ожидается определенный уровень выполнения.



Если по каким-то причинам член группы начинает вести себя не так, как это соответствует принятой роли, то это может привести к проблемам в группе. (Если я сейчас буду вести себя не как преподаватель, а как (контролер, милиционер…), то это как минимум вызовет недоумение. Нарушение групповых ожиданий может привести к применению групповых санкций (если шут пытается говорить о серьезных вещах, это вызывает насмешки - попытка вернуть его к прежней роли: "Ты уж лучше помолчи").

Примеры ролей в группе. Инициатор - тот, от кого исходят новые инициативы при достижении внутригрупповых целей. Информатор - тот, кто находи информацию и ресурсы. Генератор идей - тот, кто вносит идеи и предложения по выполнению задачи. Разработчик - тот, кто подхватывает и разрабатывает идеи, так, чтобы они стали полезными для группы. Координатор - тот, кто следит, чтобы группа работала в соответствии с намеченным планом. Критик - обеспечивает реализацию самых лучших идей, генерированных в группе. Активизатор - тот, кто работает и побуждает к этому всех остальных.

Некоторые члены группы могут играть роли, направленные на удовлетворение собственных потребностей. Например, "желающий признания" постоянно требует внимания к себе. В задачи лидера входит так организовать работу группы, чтобы те, кто исполняет индивидуалистические роли при этом приносили пользу группе. ("желающему признания" дать задание, выполняя которое он может удовлетворить свою потребность в признании).

Почти всегда нам приходится выполнять не одну, а несколько ролей (работник, мать). Когда человек не может выполнить все требования, предъявляемые к нему при выполнении роли, или когда ролей очень много и человек стремится удовлетворить противоречащим требованиям двух или более ролей, может возникнуть ролевой конфликт. Выделяют следующие типы ролевых конфликтов:

§ внутриролевой

межролевой

межличностный ролевой.

Внутриролевой конфликт характеризуется тем, что восприятие роли индивидом не совпадает с ролевыми ожиданиями других (например, в семье могут не совпадать представления супругов о роли мужа и жены. Раньше эти представления были более жестко регламентированы, а в современном обществе - размыты, поэтому лучше выяснить ролевые ожидания друг друга до свадьбы).

Межролевой конфликт возникает, если поведенческие требования двух или более ролей несовместимы друг с другом (для студентов совмещение работы и учебы; для женщин - работа и домашние обязанности или работа и уход за престарелыми родителями). Межролевые конфликты часто испытывают представители социальных меньшинств (лесбиянки: между ролями сексуального партнера, дочери, сослуживца). Если ролей только две, то способ разрешения такого конфликта: отказаться от менее важной роли или найти компромисс. Но реально нам приходится выполнять значительно большее количество несовместимых ролей.

Если межролевой конфликт имеет внутриличностный характер, то межличностный ролевой конфликт возникает между разными людьми, которые претендуют на определенную роль в группе. Чаще это роль лидера. Как мы увидим дальше, по мере развития группы этот конфликт разрешается, поскольку члены группе больше доверяют друг другу, а роль лидера переходит от одного человека к другому в зависимости от характера задания.

Система ожиданий строится на основе групповых норм и групповых санкций. Групповые нормы (в узком смысле) - это правила, кот. выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение членов группы, для того чтобы была возможна совместная деятельность. Нормы группы связаны с ценностями, то есть отношения к социальным явлениям, которое определяется положением группы в системе общественных отношений. Существуют универсальные ценности (добро, зло), ценности общества, которые принимаются группой.

Понятно, что степень, с которой тот или иной член группы подчиняется групповым нормам, может различаться. Поскольку устойчивое существование группы предполагает следование выработанным нормам, то существует специальный механизм , обеспечивающий подчинение членов группы нормам: групповые санкции (поощрительные и запретительные). Чем в большей степени нарушение групповых норм угрожает существованию группы, тем более жесткими являются санкции. (?нормы и санкции в учебной группе).

Статус - это совокупность психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы (статус - более высокое или более низкое положение в групповой иерархии). Человек может иметь ряд статусов. Некоторые даны ему от рождения и обусловлены полом, этническим происхождением, местом рождения (в нашем обществе мужчины в целом имеют более высокий статус в обществе, а жители столицы - более высокий, чем провинциалы). Другие статусы человек приобретает (статус мужа после вступления в брак). Связь статуса и гендерных характеристик: женщины предпочитают работать в группах с менее выраженной статусной структурой. Для них важно иметь хорошие отношения со всеми членами группы вне зависимости от их статуса (для женщин статус - менее важная характеристика). Мужчины заинтересованы в большем количестве статусных уровней в группе.

Статус и роль не являются независимыми характеристиками. Роль определяется как динамический аспект статуса, то есть перечень реальных функций, которые должен выполнять человек в соответствии со своим положением в группе. При одном и том же статусе набор функций может изменяться (динамика ролей в семье: отец - воспитание детей и хозяйство, мать - бизнес, разные преподаватели).

2) Характеристики группы как целого

Размер группы - от 3 до 30-40 человек (следует из определения: возможность непосредственных контактов), диада - не всегда рассм-ся как малая группа (нет большинства). Сообщается, что группа с четным числом членов менее устойчива и чаще распадается на фракции. Кроме того, в больших группах степень сплоченности может снижаться из-за неучастия отдельных членов группы в групповой жизни. Этот вопрос формулируется как вопрос о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Нижний - “диада”, хотя в ней и не отражается всей полноты межличностных связей больших по размеру групп.

Верхний предел иногда устанавливается произвольно (20 или 7±2team. Есть и другие группы, созданные с другой целью. Например, учебный класс — группа, созданная для экономной организации процесса обучения. Согласованность деятельности этой группы поддерживается учителем. Сколько должно быть максимальное количество человек в классе для того, чтобы учебный процесс протекал нормально? Было время, когда Министерство образования решило увеличить количество детей в калссе до 40 человек. Это привело к тому, что возросло количество заявлений об увольнении от учителей. Тогда решено было снова перейти к классам 25 человек. Здесь нужно учитывать, что это группы, состоящие из детей и учитель обладает для них авторитетом. Если группа состоит из взрослых, а авторитет руководителя средний, то придется уменьшать количество человек. Так что верхний предел малой группы необходимо определять в том числе исходя из специфики деятельности группы.

Более аргументированным представляется определение верхнего предела, исходя из количества, достаточного для выполнения основного вида деятельности группы. Задание: предложить разделиться на группы для решения проблемы, которую я сформулирую позже. (Выписать на доске размеры стихийно образовавшихся групп. 4 - 6 человек: Можно ли считать такой размер иделаьным).

Композиция группы (состав) - определяется совокупностью характеристик, важных для анализа группы как целого: возрастной состав, половой состав);

Структурные характеристики группы (это характеристики сложившейся группы):

Рассмотрим этот вопрос в рамках многомерного анализа групповой структуры, котором группа описывается совокупностью характеристик, различные уровни которых образуют свою структуру. В целях анализа мы рассмотрим эти структуры по отдельности, хотя очевидна их взаимосвязь.

Формально-статусная структура - образуется иерархией позиций индивидов в системе официальных отношений (фиксируется извне). Позиция индивида в этой структуре характеризует его положение в зависимости от выполняемых организационных функций (статус).

Социометрическая структура. Метод социометрии как метод экспериментального исследования групп был предложен австрийским клиницистом Джекобом Морено в 20-е годы. Будучи человеком наблюдательным, в период своей работы в лагере беженцев недалеко от Вены, он заметил, что более подверженными всевозможным недугам являются те люди, отношения которых с близкими и другими людьми являются натянутыми, конфликтными. Тогда же у Морено возникла мысль представить всю совокупность взаимоотношений между людьми в группе в виде расходящихся от каждого потоков симпатий и антипатий. Своеобразная социальная Вселенная. Определив социометрическую структуру группы, отражающую межличностные предпочтения, можно выявить тенденции к социальным конфликтам, возникающие из-за расхождения между официальной и социометрическими структурами.

Социометрическая структура группы образуется иерархией позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Является аналогом неформальной статусной структуры группы. Зная социометрическую структуру группы, можно ответить на вопрос, кто является неформальным лидером группы, каково распределение статусов в группе, измерить эмоциональную сплоченность группы. СМ статус определяется как сумма предпочтений и отвержений. В статусной иерархии можно выделить: звезд, высоко-, средне- и низкостатусных, пренебрегаемых (преобладают отрицательные выборы), отвергаемых (изгои) (только отрицательные выборы) и изолированные (отсутствуют выборы). Кроме соотношения положит. и отрицат. выборов важным показателем является взаимность эмоциональных предпочтений. при наличии хотя бы одного взаимного выбор обеспечивает устойчивость положения человека в группе.

Исследовался вопрос о связи между величиной статуса и его конформностью. Результаты: 1) высокостатусный член группы (кроме лидера ) более конформен; 2) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами. В связи с обсуждаемой структурой представляет интерес феномен “генерализации статуса”. Он проявляется в том, что статус индивида, приобретенный в другой группе, оказывает значительное влияние на характер его взаимодействия в данной группе и на внутренний статус в данной группе. Человек привыкает играть определенные роли, предписанные ему его статусом, что проявляется и в его поведении в виде привычного набора реакций на слова и действия других людей. Приходя в другую группу, он демонстрирует те же самые привычки (в том числе и невербально). Другие члены группы воспринимают эти невербальные сигналы и начинают подыгрывать в соответствии с ними. Например, школьники, чья семейная микросреда способствовала их более богатому развитию (в плане приобретения разнообразных знаний и умений, формирования социально ценных установок, интересов...), в классах имели, как правило, более высокий внутренний статус.

Факторы, определяющие высокий статус в группе:

1) Физическая привлекательность и оформление облика;

Успехи в ведущем виде деятельности (личные профессиональные качества);

Умственная одаренность;

Некоторые свойства темперамента (стабильность нервной системы);

Общительность, низкая тревожность;

Специфически ценные (для данной группы) качества (занятия спортом).

Отношение к своему статусу может быть различным. "Звезды", неудовлетворенные своим положением и изгои, кот. устраивает их статус (не заинтересованы в этой группе).

Учет эмоциональных характеристик в группе очень важен, особенно на первых порах возникновения группы. Несплоченную группу труднее нацелить на успешное выполнение задания. Поэтому в новообразованных группах руководителю следует сначала помочь членам группы познакомиться друг с другом и завязать личные отношения, это снизит напряжение и сделает выполнение формальных задач более продуктивным.

Коммуникативная структура - образуется иерархией позиций индивидов в системах информационных потоков и концентрации у них информации, касающейся группы. Модели коммуникации в группе называются сетями. Выделяют формальные и неформальные коммуникационные сети. Примером формальной сети является структура подотчетности в организации или обмен информацией между учителем и учениками на уроке. Неформальные коммуникационные сети отражают то, как реально происходит обмен информации в группе: ученики болтают на уроке, а сотрудник организации "перескакивает" через своего непосредственного начальника. Кроме формально и неформальной выделяют и другие виды сетей, которые отличаются друг от друга такой характеристикой как централизованность.

Степень централизованности связана с эффективностью решения групповой задачи, а также с возникновением лидерства, организационным развитием группы и удовлетворенностью членством в ней. Централизованные сети усиливают возникновение лидерства и организационное развитие группы, но препятствуют эффективности решения творческих групповых задач и уменьшают удовлетворенность членством в группе. В то же время централизованные коммуникативные сети эффективны для решения конкретных задач (типа Y). Децентрализованные коммуникативные сети (сложный круг) обеспечивают эффективное решение нестандартных задач, не ограниченных во времени. Это связано с тем, что информация более свободно перемещается по группе и люди имеют больше возможностей устанавливать отношения.

Установлен факт, что обладание информацией сильно и положительно связано с величиной официального статуса индивида. Более высокостатусным адресуется большее количество сообщений и они носят более дружественный характер.

Выделяют групповые факторы, влияющие на коммуникацию. Прежде всего это размер группы. С увеличением размера группы резко возрастает количество каналов коммуникации и межличностных связей. В диаде - 1 канал, в группе из 6 человек - 301 (здесь наверное учитываются и не только непосредственно связывающие двоих людей). С увеличением размера группы снижается степень участия каждого из членов группы (поэтому как выбрать оптимальный размер учебной микрогруппы).

Структура социальной власти - образуется иерархией позиций индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Наивысшее положение в структуре социальной власти занимают лидер и руководитель. Те, кто разделяет эти два понятия, отмечают, что руководителя назначает внешний институт, а лидер появляется в процессе группового взаимодействия, его выбирают сами члены группы. Т.о. руководство - это проявление процесса социального влияния, зафиксированного институционально. Лидерство - возникает спонтанно, это психологическое влияние. Ни лидер, ни руководитель не могут существовать без группы, которая признает их право оказывать влияние.

К числу разновидностей социальной власти относятся феномены руководства и лидерства., которые характеризуют действия, совершаемые лидерами и руководителями.

Лидерство - межличностное влияние, протекающее в определенных условиях и управляемое через процесс коммуникации, направленное на достижение определенной цели или целей. Лидерство всегда включает попытки лидера оказывать воздействие на поведение последователей в определенной ситуации.

Лидерство - это процесс воздействия на группу с целью помочь ей достичь своей цели.

Составляющие лидерства: влияние на группу; направленность на достижение групповой цели; использование коммуникации в качестве инструмента влияния; соответствие контекста ситуации процессу лидерства.

Для осуществления влияния на группу лидер может использовать различные виды власти. Д.Френчем и Б.Рэйвеном были выделены 5 типов социальной власти, проявляющихся в отношениях между людьми:

n вознаграждающая (способствует вознаграждению другого лица);

принуждающая (способствует принуждению, наказанию другого лица);

Эти два вида власти основаны на ресурсах. Вознаграждения и принуждения - это самые сильные основания власти. Примеры: поощрение за дополнительную работу, угроза исключения из группы. Важно: знать, какое вознаграждение нравится объекту влияния; объект воздействия должен быть уверен в том, что лидер действительно осуществит угрозу (родители грозятся "оторвать голову" ребенку); угроза может не прекратить нежелательные действия, а скрывать их; угрозы формируют негативное отношение к лидеру, что ограничивает его возможности в использовании других видов власти.

n легитимная (основывается на допущении, что один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта). Одним из аспектов легитимной власти является легитимность зависимости: слабые и пожилые люди стимулируют нас оказать им помощь (то есть влияют на наше поведение).

референтная (в ее основании лежат отношения симпатии, эмоционального предпочтения). Просьбу своего друга вы выполните скорее, чем просьбу малознакомого человека.

Базируются на отношениях между людьми.

n экспертная (базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях, компетентности в определенной деятельности). Но: если эксперт ведет себя слишком высокомерно, это может вызвать обратный эффект.

n информационная власть (предоставление информации (которой не владеет объект воздействия), которая может повлиять на поведение).

Основаны на знаниях.

Каждый из перечисленных типов власти может иметь как социальный, так и психологический характер. Например, принуждающая власть может проявляться и как психологическое влияние, если речь идет об определенных эмоциональных эквивалентах. Согласно исследованиям наиболее влиятельному субъекту часто приписывается большая привлекательность, и он воспринимается в качестве коммуникативного центра (взаимодействие структуры власти с коммуникативной и социометрическими структурами).

Теории лидерства. Теория черт (но: разнобой в определении, хотя стремление к власти может проявляться в доминантном поведении: взгляд упорный, решительный, прямая посадка слегка откинутой головы, подбородок приподнят, уголки губ опущены).

Ситуационная теория лидерства (лидером становится тот, кто обладает качествами, необходимыми в данной ситуации).

Системная теория лидерства (предлагается учитывать различные факторы: и организацию межличностных отношений в группе, и личность лидера, и некоторые характеристики самой группы (длительность существования группы).

Стиль (лидерства) руководства и эффективность групповой деятельности (эксперименты в школе групповой динамики К.Левина): авторитарный, демократический, попустительский (выявлены формальные и содержательные признаки).



2




Сейчас читают про: