double arrow

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ. Вознесение сквозь сферу огня 4


Вознесение сквозь сферу огня 4. Я в тверди был - то есть в Эмпирее. Над девятью небесами Птолемеевойсистемы Данте, согласно с церковным учением, помещает десятое, недвижныйЭмпирей (греч. - пламенный), обитель божества. 15. Любимый лавр. - В лавр была превращена нимфа Дафна, убегавшая отвлюбленного Аполлона (Метам., I, 452-567). 16-18. Мне из зубцов Парнаса нужен был пока один... - До сих пор поэтнуждался в покровительстве только той из двух вершин Парнаса, на которойобитают музы. Теперь ему требуется содействие второй вершины, Кирры (ст.36), обители Аполлона. 20. Марсий - сатир, состязавшийся в музыкальном искусстве с Аполлоном,который победил его и содрал с него кожу (Метам., VI, 382-400). 31. Богу Дельф - Аполлону. 32. К пенейским листьям - то есть к лавровым. Дафна, превращенная влавр (см. прим. 15), была дочерью бога реки Пенея. 37-42. В зависимости от времени года, солнце (лампада мира) восходит вразных точках горизонта (разными вратами). В весеннее равноденствие, восходяв той точке, где пересечение четырех кругов (горизонта, экватора, зодиака иравноденственного колюра) образует три креста, оно движется в небе получшему пути, потому что это - наилучшее время года, и с лучшею звездою, тоесть в созвездии Овна (ср. А., I, 37-40), что позволяет ему благотворновлиять на земную жизнь (мирской воск). 43-47. Почти из этих врат (см. прим. 37-42) - потому что весеннееравноденствие уже миновало, - утро всплыло там, то есть в южном полушарии, вто время как здесь, в северном полушарии, пал вечер. Этими словами Дантеуказывает, в какое благоприятное время года и в какой благоприятной точкегоризонта взошло солнце того дня, когда он вступил в Земной Рай. Далее он говорит о том, что случилось в полдень этого же дня (ср. Ч.,XXXIII, 103-105), после того как, испив от струй Эвнои, он возвратился кБеатриче (Ч., XXXIII, 142-145): И в полушарье том, то есть в южном, всестало белым, то есть все озарилось светом полдня (в силу чего здесь, всеверном полушарии, все черным было), когда Беатриче, обратясь лицом налево(потому что перед этим она стояла лицом к востоку и полуденное солнце былослева от нее), вонзилась в солнце взором; Данте последовал ее примеру (стр.52-54), но, не выдержав блеска, устремил глаза к ее глазам (ст. 66) и начал,незаметно для себя, возноситься вместе с нею в небесные сферы (ст. 91). 49-51. Смысл: "Как световой луч дает начало отраженному лучу,напоминающему скитальца, прошедшего полпути и стремящегося вернутьсядомой..." 57. По его мерилу - то есть применительно к высшей мере егоспособностей. 68. Главк - рыбак, отведавший чудесной травы и превратившийся вморского бога (Метам., XIII, 898-968). 70-72. Пречеловеченье (Trasumanar) - превращение в нечто большее, чемчеловек. 71. Пример мой - пример Главка. 73-74. Только тем, что в теле этом всего новей - то есть только душой,которая создается позже всего (Ч., XXV, 67-75). 76-77. Круги, которых вечный ход стремишь, желанный, ты - то естьнебесные сферы, вращаемые девятым, кристальным небом, или Перводвигателем,который, в свою очередь, вращается с непостижимой быстротой, потому что, какДанте поясняет в "Пире" (II, 3[4]), каждая его частица жаждет соединиться скаждой из частиц объемлющего его неподвижного Эмпирея. 77-78. Мой дух призвали гармонией - то есть привлекли мое вниманиегармоническими созвучиями, производимыми, как учил Платон, вращением небес(Ч., XXX, 93). 79-81. Солнцем загорелись дали... - То, что Данте принял за солнечноесияние, было, очевидно, сферой огня (Ч., IX, 30 и прим.). 92-93. Смысл: "Молния, покинув свой предел, то есть сферу огня (см.прим. 133-134), мчится вниз с меньшей быстротой, чем мчишься ты обратно кнему, то есть к твоему пределу, к небу". 116. В смертном сердце животных. 118. Лук этот - то есть этот позыв (ст. 114), этот инстинкт. 133-134. И как огонь, из тучи упадая... - В средние века полагали, чтомолния, то есть огненный пар, зажатый в водяных парах тучи, расширяясь,прорывает их в наиболее слабой их стороне, а именно в той, которая обращенак земле, и потому устремляется вниз, хотя огню свойственно стремиться ввысь,к сфере огня (ср. ст. 115).












Сейчас читают про: