double arrow

ПЕСНЬ ТРИНАДЦАТАЯ. Четвертое небо - Солнце (продолжение) 4


Четвертое небо - Солнце (продолжение) 4. Пятнадцать звезд - то есть любые пятнадцать ярчайших звезд. 7-9. Воз - то есть семизвездие Большой Медведицы, которое никогда некороче, потому что всегда видимо полностью. 10-12. Устье рога - то есть две крайние звезды Малой Медведицы,напоминающей рог; острие его идет от иглы устоя (от оконечности небеснойоси), вокруг которой вращается первый круг (Перводвигатель). 13-18. И что они - то есть что эти двадцать четыре яркие звездыобразуют в небе два знака, похожие на венец Ариадны, дочери Миноя (Миноса),преображенный в созвездие (Метам., VIII, 174-182), и что эти дваконцентрических венца вращаются в противоположных направлениях. 23. Кьяна - река в Тоскане, течение которой было во времена Данте оченьмедленным. 25. Пеан - гимн Аполлону. 32. Тот свет - то есть Фома Аквинский. 34-36. Раз один из двух снопов... - Смысл: "Раз одно из твоихнедоумений (Р., XI, 25) устранено и в твоем уме осталась истина, я готовразъяснить и второе (Р., XI, 26). Я сказал о Соломоне (Р., X, 114): "Такоймудрец не восставал второй", и ты недоумеваешь: неужели он мудрее, чем Адами Христос, сотворенные не природой, а непосредственно божеством?" 37. Ты думаешь, что в грудь - то есть в грудь Адама. 38-39. Нежная щека - то есть щека Евы, небо которой, прельстившеесязапретным плодом, обрекло людей на страдания. 40. И в ту (грудь) - то есть в грудь Христа. 48. Душа - то есть душа Соломона, скрытая в пятом блеске средидвенадцати мудрецов первого хоровода (Р., X, 109). 51. И средоточья в круге нет другого. - То есть у нас с тобой одномненье по этому вопросу, подобно тому как в круге возможен только одинцентр. 52-81. Считая творение актом триединого божества, Данте показывает егокак действие то бога-отца (ст. 52-54), то бога-сына (ст. 55-63), тобога-духа (ст. 79-81). 53-54. Мысль, Свет (ст. 55), Прозренье (ст. 79) - бог-сын. Всемогущий,Светодавец (ст. 56), Сила (ст. 80) - бог-отец. Любовь - бог-дух. 59. Девять сущностей - то есть девять ангельских кругов. 67-68. Творящая его среда - влияние небес. 89. Его премудрость - то есть премудрость Соломона. 93. Услыхав: "Проси!"... - По библейской легенде, бог сказал Соломону:"Проси, что дать тебе", и тот испросил себе разумное сердце, чтобы судитьнарод. 97-98. В числе их непреложном, всех движителей - то есть сколькоимеется "движителей" небес (Р., II, 129 и прим.). 98-99. Можно ль заключить к necesse при necesse и возможном. - То естьможно ли получить необходимое (necesse) заключение в силлогизме, где однапосылка - необходимое, а другая - возможное. 100. Можно ль Primum motym допустить. - То есть вызвано ли мировоедвижение первоначальным толчком (primus motys). 106. "Восставал" - см. прим. 34-36. 111. О праотце и о любимом нами - то есть об Адаме и о Христе. 125. Брис (или Брисон), Парменид, Мелисс - древнегреческие философы. 127. Савелий (III в.) и Арий (IV в.) - ересиархи. 139. Донна Берта или сэр Мартино - то есть первый встречный.










Сейчас читают про: