Восьмое, звездное небо (продолжение)
5. К родной овчарне - то есть к Флоренции.
8. Осенюсь венцом - увенчаюсь венцом (лавровым венком) поэта.
9. Том, где крещенье принимал ребенком - то есть в "прекрасном
Сан-Джованни" (А., XIX, 17).
12. Благословен Петром. - См. Р., XXIV, 148-154.
14-15. Старшина - то есть апостол Петр (Р., XXIV, 19-21).
17-18. Вот витязь - апостол Яков, к гробнице которого в Сант-Яго де
Компостела, в испанской провинции Галисье, стекались многочисленные
паломники.
26. Coram me (лат.) - передо мною.
30. Как щедр небесный храм ко всем. - Беатриче имеет в виду "Послание"
апостола Якова, где говорится о щедрости бога.
32-33. Ведь ею ты бывал... - По евангельской легенде, в трех случаях
Христу сопутствовали только три апостола - Петр, Яков и Иоанн, в которых
толкователи видели олицетворенными веру, надежду и любовь.
38. К горам - то есть к Петру и Якову.
55. Свет Ерусалима - то есть свет Рая, "Небесного Иерусалима".
56. Из Египта - то есть из страны земной неволи.
72. Тот, кто всех выше вышнего воспел - то есть царь Давид.
|
|
83. К добродетели - то есть к надежде.
83-84. До края борьбы за пальму - то есть до мученической смерти.
91. Две ризы - то есть блаженство души и тела (после воскресения
мертвых).
95. Твой брат - апостол Иоанн, говорящий в Апокалипсисе о блаженстве
избранных, облеченных в белые одежды.
98. "Sperent in te" (лат.) - "Да уповают на тебя".
100. В одном огне. - Это апостол Иоанн.
101-102. Будь у Рака сходный перл... - С 21 декабря по 21 января при
заходе солнца восходит созвездие Рака. А заходит оно при восходе солнца.
Если бы в этом созвездии была звезда столь же яркая, как этот воссиявший
огонь, то в течение месяца круглые сутки было бы светло, как днем.
112-113. Пеликан - подразумевается Христос. (Существовало поверье,
будто пеликан, раня себя клювом в грудь, воскрешает своею кровью умерших
птенцов.) По евангельскому рассказу, на тайной вечере Иоанн "возлежал у
груди Иисуса".
123. Чтоб видеть то, чего искать напрасно. - Существовала легенда,
будто апостол Иоанн был живым взят на небо. Поэтому Данте всматривается в
его сияние, пытаясь разглядеть тело, которое должно было бы частично
затмевать силу света (ст. 118-119).
127-128. В двух ризах здесь... - Смысл: "В Раю обладают душою и телом
только Христос и Мария, два сиянья, незадолго перед тем взнесшиеся в
Эмпирей" (Р., XXIII, 85-87; 112-120).