Девятое, кристальное небо, или Перводвигатель - Ангелы
16. Точка - невещественная, неизмеримая и неделимая, своеобразный
символ божества.
22-25. Ослепительную Точку обнял круг огня подобно тому, как луна или
солнце (названные здесь "небесным светом", то есть светилом) бывают окружены
кольцом лучей, которые они "изображают" (то есть рисуют, создают) в густом
тумане, как бы несущем, это кольцо.
25. Круг огня. - По мысли Данте, этот круг, как и остальные восемь,
концентрически его объемлющие, состоит из ангелов, разделяемых на три
"трехчастных сонма" (ст. 105).
27. Быстрейший бег - то есть скорость Перводвигателя.
33. Гонец Юноны - Ирида, радуга (Р., XII, 12).
50. Чем выше мод срединой - то есть чем дальше от Земли, расположенной
в центре мира, по мысли Данте.
54. Любовь и свет. - Ср. Р., XXVII, 112.
56. Подобье и прообраз. - Данте недоумевает, почему в мире ощущаемой
природы (ст. 49), которая есть подобье своего прообраза, мира
сверхчувственного, небесные сферы тем "божественнее" (ст. 51) и тем быстрее,
|
|
чем они отдаленнее от центра, а здесь, наоборот, круг, ближайший к Точке, -
самый яркий и самый быстрый.
64. Плотские своды - то есть небесные сферы.
70-72. Смысл: "Наш свод, то есть Перводвигатель, наиболее совершенная
из небесных сфер, соответствует наименьшему из ангельских колец, превысшему
в знанье и в любви".
73-78. Смысл: "Если принимать во внимание только силу, присущую
небесным сферам и ангельским кругам, а не их величину (видимость), то легко
установить, что существует прямое соотношение между совершенством каждой
небесной сферы и совершенством управляющего ею Разума, воплощенного в ее
"движителях" (см. прим. Р., II, 129), и что большому объему небесной сферы
соответствует многое содержание благотворной силы, а небольшому - малое".
80-81. Борей - северный ветер. Щекой, которая не так сурова. - То есть,
дуя правым углом рта, он навевает северо-западный ветер, проясняющий небо и
более мягкий, чем северо-восточный.
92-93. И множились несметней - то есть их было больше, чем: 2 в 64 - 1
(= 18446744073709551615), - количество хлебных зерен, которое, по легенде,
некий изобретатель шахмат попросил себе в награду у персидского царя.
100. Покорны узам - то есть узам любви, привязывающей ангелов к богу.
104. Престолы - см. Р., IX, 61-62.
114. Так лестница помалу пройдена. - Смысл: "Милость и добрая воля
определяют степень заслуг; степень заслуг определяет полноту созерцания;
полнота созерцания определяет полноту любви и блаженства" (ср. Р., XIV,
37-42).
117. Ночной Овен - то есть осень, когда по ночам видно созвездие Овна.
121. Три богини - то есть три ангельских чина.
127. К высоте - то есть к срединной Точке.
128. Книзу - то есть по направлению к периферии.
130. Дионисий Ареопагит - см. прим. Р., X, 115-117.
133. Григорий - то есть папа Григорий Великий (590-604), несколько
иначе строивший иерархию ангелов. 138. Здесь не узревший - то есть наставник
Дионисия, апостол Павел (см. прим. А., II, 28).