Песнь двадцать восьмая. Девятое, кристальное небо, или Перводвигатель - ангелы

Девятое, кристальное небо, или Перводвигатель - Ангелы

16. Точка - невещественная, неизмеримая и неделимая, своеобразный

символ божества.

22-25. Ослепительную Точку обнял круг огня подобно тому, как луна или

солнце (названные здесь "небесным светом", то есть светилом) бывают окружены

кольцом лучей, которые они "изображают" (то есть рисуют, создают) в густом

тумане, как бы несущем, это кольцо.

25. Круг огня. - По мысли Данте, этот круг, как и остальные восемь,

концентрически его объемлющие, состоит из ангелов, разделяемых на три

"трехчастных сонма" (ст. 105).

27. Быстрейший бег - то есть скорость Перводвигателя.

33. Гонец Юноны - Ирида, радуга (Р., XII, 12).

50. Чем выше мод срединой - то есть чем дальше от Земли, расположенной

в центре мира, по мысли Данте.

54. Любовь и свет. - Ср. Р., XXVII, 112.

56. Подобье и прообраз. - Данте недоумевает, почему в мире ощущаемой

природы (ст. 49), которая есть подобье своего прообраза, мира

сверхчувственного, небесные сферы тем "божественнее" (ст. 51) и тем быстрее,

чем они отдаленнее от центра, а здесь, наоборот, круг, ближайший к Точке, -

самый яркий и самый быстрый.

64. Плотские своды - то есть небесные сферы.

70-72. Смысл: "Наш свод, то есть Перводвигатель, наиболее совершенная

из небесных сфер, соответствует наименьшему из ангельских колец, превысшему

в знанье и в любви".

73-78. Смысл: "Если принимать во внимание только силу, присущую

небесным сферам и ангельским кругам, а не их величину (видимость), то легко

установить, что существует прямое соотношение между совершенством каждой

небесной сферы и совершенством управляющего ею Разума, воплощенного в ее

"движителях" (см. прим. Р., II, 129), и что большому объему небесной сферы

соответствует многое содержание благотворной силы, а небольшому - малое".

80-81. Борей - северный ветер. Щекой, которая не так сурова. - То есть,

дуя правым углом рта, он навевает северо-западный ветер, проясняющий небо и

более мягкий, чем северо-восточный.

92-93. И множились несметней - то есть их было больше, чем: 2 в 64 - 1

(= 18446744073709551615), - количество хлебных зерен, которое, по легенде,

некий изобретатель шахмат попросил себе в награду у персидского царя.

100. Покорны узам - то есть узам любви, привязывающей ангелов к богу.

104. Престолы - см. Р., IX, 61-62.

114. Так лестница помалу пройдена. - Смысл: "Милость и добрая воля

определяют степень заслуг; степень заслуг определяет полноту созерцания;

полнота созерцания определяет полноту любви и блаженства" (ср. Р., XIV,

37-42).

117. Ночной Овен - то есть осень, когда по ночам видно созвездие Овна.

121. Три богини - то есть три ангельских чина.

127. К высоте - то есть к срединной Точке.

128. Книзу - то есть по направлению к периферии.

130. Дионисий Ареопагит - см. прим. Р., X, 115-117.

133. Григорий - то есть папа Григорий Великий (590-604), несколько

иначе строивший иерархию ангелов. 138. Здесь не узревший - то есть наставник

Дионисия, апостол Павел (см. прим. А., II, 28).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: