Восьмое, звездное небо (продолжение)
2. Костер лучей - облик апостола Иоанна.
7-8. Когда стремится твоя душа. - То есть: "К чему направлена твоя
любовь". Иоанн вопрошает поэта о любви, подобно тому как Петр и Яков - о
вере и надежде.
12. Таится мощь Ананииных рук. - Смысл: "Беатриче своим взглядом
возвратит поэту зрение, подобно тому как, по церковной легенде, Анания
возложением рук исцелил апостола Павла от слепоты".
16-18. Святое Благо неземных палат... - Смысл: "Вся моя любовь
направлена к богу".
24. К такой мете - то есть к богу.
38-39. Мне показавший первую Любовь... - Древнейшие комментаторы
относят это определение к Аристотелю.
40-42. Правдивый голос - то есть голос бога.
47. Подтверждающими голосами - то есть откровением. Священным писанием.
53. Орла Христова. - Орел - символ евангелиста Иоанна.
61. И сказанная истина живая. - См. ст. 16-18, 31-36.
64. И все те листья - то есть все создания.
72. Пронзающий за платом плат - то есть одну оболочку глазного яблока
за другой.
83. Душа, всех прежде созданная - то есть Адам.
|
|
93. Дочь и сноху, ибо если Адам - отец всех людей, то всякая замужняя
женщина - одновременно и его дочь, и жена его сына.
103. В нем - то есть "В твоем вопросе".
110-111. Вступил в высокий сад - то есть в Земной Рай.
118-120. Смысл: "Я пробыл в Лимбе 4302 года".
121-123. Смысл: "Я жил на свете 930 лет".
125-126. Задолго до немыслимого дела - то есть до попытки построить
Вавилонскую башню (см. прим. А., XXXI, 46-81).
139-142. На той горе... - Смысл: "В Земном Раю я пробыл всего лишь семь
часов - от утра до того (седьмого солнечного) часа, который вступает... за
шестым", что бывает, чуть солнце сменит четверть, то есть как только оно, в
полдень, перейдет из первой четверти своего суточного пути во вторую.