double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Выпускная квалификационная работа


Выпускная квалификационная работа

ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Максимова Елена Юрьевна,

специальность 05.01.46

Преподавание в начальных классах,

IV курс

Руководитель: Емельянова Т.Г.

Рецензент: Лукина Л.Е.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения малых жанров фольклора в начальной школе

1.1Роль фольклора в воспитании младших школьников………………………………………………………………………...6

1.2 Жанрово-стилистические особенности малых жанров фольклора………………………………………………………………………….8

Глава 2. Методические основы изучения малых жанров фольклора в начальной школе

2.1Вариативные направления в изучении пословиц, поговорок, загадок на уроках литературного чтения……………………………………………………18

2.2 Методы и формы изучения пословиц, поговорок, загадок на уроках литературного чтения……………………………………………………………24

Глава 3. Практическая часть…………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….51

Список использованных источников ………………………………………….53




Приложения……………………………………………………………………...55

ВВЕДЕНИЕ

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

В школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен.

Основной задачей изучения является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие « устное народное творчество », произошло от соединения двух английских слов: - folk - народ и lore – мудрость.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осознание это выражалось в неразрывно слитых слове, танце и музыке, а также в произведениях изобразительного, прежде всего прикладного искусства, в украшениях, предметах религиозного культа.

Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красе, морали, знакомится с обычаями, обрядами.

В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.



К малым жанрам фольклора относят небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, прибаутки, заклички, считалки, скороговорки Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям.

В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры.

Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать фольклор – прекрасное средство массового воспитания. Значение его состоит в том, что, все его произведения пронизаны стремлением к добру, миру, вдохновенны высокими прогрессивными идеями.

От сердца к сердцу, от родителя к детям, из поколения в поколение, через целые столетия идут они по жизни живые с вечно живым народом и несут в себе образ своего творца.

Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости.

В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались прекрасными мастерами и знатоками фольклора. Их смело можно рассматривать как средство эстетического воспитания чувство прекрасного, чувство формы, ритма, языка. Народное творчество воплотило в себе принципы народной эстетики, отразило художественные вкусы народа, которые вырабатывались веками. А ценны тем, что в них воплощены объективные законы природы.



Главное – дать понять детям необходимость изучения фольклора, народных традиций и обычаев.

Фольклор, как говорил Горький, « неотступно и своеобразно сопутствует истории» народа. « Человеку нужно знать свои корни », - написал в книге « Отечество » В.Песков. Да, без корней не растет дерево. Знание исторических корней, проникновенное понимание художественного прошлого своего народа помогает творить современное искусство.

Фольклор очень близок детям, « созвучен им по мироощущению». И нужно с самого раннего возраста воспитывать в детях чувство радости от общения с фольклором, тогда, став взрослее, они сохранят интерес и любовь к нему. А это очень важно, ведь по словам Д.И. Шостаковича, народная музыка « очищает дух ». Попевки, считалки, скороговорки, песенки – неотъемлемая часть русского быта.

Цель: Теоретически обосновать необходимость изучения малых жанров фольклора в начальной школе на уроках литературного чтения.

Задачи

1) На основе изученной и проанализированной литературы по теме « малые жанры фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе » раскрыть важность и значимость изучения.

2) Разработать уроки и упражнения для эффективного изучения темы и провести их.

3) На основе разработанных учебных программ определить, сколько отведено часов на изучение малых жанров фольклора, в каждом классе начальной школы.

Предмет исследования:

Предметом исследования является методика изучения « Малых жанров фольклора на уроках литературного чтения».

Объектом исследования

Является процесс обучения малых жанров фольклора на уроках литературного чтения.







Сейчас читают про: