double arrow

Рекомендации по организации и проведению кружковых занятий по лепке из глины


Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке - это глина.

Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей. Значение же лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности. Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий. Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая.

В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.




В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.

Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску.
Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый.
Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой.
Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом.
С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.



Конструктивный способ:
Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.

- Пластический или скульптурный:
Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

- Комбинированный способ:
Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».

Также в работе с детьми можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую) и сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.
Барельеф – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы);

Горельеф – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.

Большое значение для формирования умений и навыков детей в лепке имеет осязание детьми предметов скульптурного искусства. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.
Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для детей восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц.



В методическом отношении на этих занятиях нужно заботиться не столько о приобретении учащимися каких-то строго определённых умений, сколько о развитии индивидуальности, творчества и интуиции каждого ребёнка.
Поскольку одна из основных задач кружковых занятий по лепке – развитие творческих способностей учащихся, то необходимо, прежде всего, заботиться о том, чтобы в процессе занятий у них развивались определённые качества личности и ума, а не о том, чтобы дети вылепили какое-то изделие.
При лепке народных игрушек, орнаментов, рельефов дети знакомятся с народным творчеством, народными традициями. Творчество народных мастеров воспитывает у ребят эстетический вкус, формирует духовные потребности. Широкой известностью пользуются дымковская, филимоновская, абашевская, каргопольская игрушки, получившие своё название по тем местам, где их делают.
Дети особенно любят лепить, расписывать, а потом играть с игрушками-свистульками, пышными барышнями, глиняными лошадками, птичками, удивительными козликами с невиданными рожками, матрёшками, собачками, барашками.
Именно в кружке по изготовлению игрушек и поделок из различного материала происходит непрерывное, открытое, свободное общение с детьми, широко применяются игры, беседы, экскурсии в природу, пальчиковая терапия, что способствует развитию творческих способностей учащихся.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Календарно-тематический план кружковых занятий







Сейчас читают про: