Дневник фокса Микки в контексте мемуарной и публицистической литературы 20-х годов

Надо записать все свои огорчения, а то потом забуду.

Саша Черный

В 1821 году немецкий прозаик Э.Т.А. Гофман написал второй том романа, который впоследствии приобрел мировую известность. «Житейские воззрения кота Мурра» - такое название автор дает своему двухтомному сочинению.

Новаторство Гофмана заключалось в том, что главным героем произведения стал думающий кот. Гофман делает его главным героем, так как решает написать сатирический роман. Автор создает произведение как широкую пародию на различные литературные и внелитературные явления. Одним из объектов этой многофункциональной пародии является жанр мемуарной литературы. Гофман пародирует в своем произведении возвышенный стиль мемуаристики тех времен.

По прошествии чуть более ста лет Саша Черный напишет повесть, которая будет в умах многих читателей ассоциироваться с романом Гофмана. «Дневник фокса Микки» так же, как и «Житейские воззрения кота Мурра» будет написан от лица животного. Принципиальным отличием повести Саши Черного от романа Гофмана является то, что «Дневник фокса Микки» создан для детей, хоть и имеет более сложные структурные элементы, несвойственные детской литературе.

В первой половине XX века, примерно в 20-30-е гг., среди произведений писателей русского зарубежья начинает преобладать жанры мемуарной и публицистической литературы. Обусловлено это было рядом причин, главной из которых являлась особая историческая ситуация.

После гражданской войны многие эмигрировавшие писатели остро ощутили тоску по родине. За границей русские писатели чувствовали себя чужими. В условиях запоздалого патриотизма начинает развиваться мемуаристическая и публицистическая литература. Широкое развитие литературе мемуарного и публицистического жанра приносит деятельность таких писателей, как В. Ходасевич, Н. Тэффи, И. Шмелев, И. Бунин, М. Горький и др.

Понятие «мемуары» восходит к французскому слову memoires, что означает «воспоминания». Иначе говоря, мемуары представляют собой записи современников, в которых повествуется об исторических событиях, свидетелем которых являлся сам автор.

Мемуары нельзя отождествлять с биографией, так как основной задачей мемуариста является осмысление исторического контекста своей жизни. Что же касается автобиографии, то там по большей части изображена внутренняя жизнь повествователя.

В качестве примеров мемуарных текстов можно привести: «Окаянные дни», «Одесский дневник» И. Бунина, «Записки писателя» М. Арцыбашева, «Петербургские зимы» Г. Иванова.

Повесть Саши Черного «Дневник фокса Микки» - явная пародия на мемуары писателей русского зарубежья периода 20-х гг. В повести пародируется как стиль мемуарной литературы, так и ее содержание.

В «Одесском дневнике» И.А, Бунина есть глава «Записная книжка», где он вспоминает о событиях 1917 года. Помимо изложения биографических фактов, в этой главе есть еще лирическое отступление, где Бунин обращается к описанию природы: «…Мрачный сентябрьский вечер, тучи на западе с желтоватыми щелями, от которых тучи кажутся еще темнее. Остатки листьев на деревьях у церковной ограды как-то странно и зловеще рдеют, хотя под ногами уже сумрак»

Для сравнения можно привести отрывок из описания природы фоксом Микки: «Туманы – туманы – туманы. Грязь – грязь – грязь. И вдруг потянет теплом. Налетят со всех сторон сумасшедшие птицы. Небо станет как вымытая Зинина голубая юбка, и на черных палках покажутся зеленые комочки. Потом они лопнут, развернутся, зацветут…Ох, хорошо! Это называется – весна»

Нельзя сказать, что между этими двумя отрывками можно провести прямую параллель, хотя бы потому, что Бунин описывает осень, а фокс Микки – весну. Единственное, что можно отметить, исходя из этих отрывков, так это то, что в художественной мемуаристике писатели часто обращались к природе, поэтому Саша Черный, подражая в повести мемуаристам, наделяет фокса Микки такой же чуткостью к окружающей его природе, какой обладают писатели-мемуаристы.

Стоит отметить связь «Дневника фокса Микки» Саши Черного и «Собачьих мемуаров» Аверченко. В самом названии произведения Аверченко присутствует слово, отсылающее нас к определенному литературному жанру, то есть к жанру мемуаров. Помимо этого, в рассказе Аверченко есть и публицистические элементы. Характерным отличием рассказа Аверченко от повести Саши Черного является амбивалентность образа героя в «Собачьих мемуарах». То есть Аверченко интересует не только очеловечивание собаки, но и «особачивание» человека:

«43-го числа.

Если в Петербурге кто сейчас и в моде, - так это мы, собаки. О нас только и разговоров, наше имя у всех на устах. На каждом шагу слышим:

- Собачья жизнь! В квартире собачий холод! Голоден, как собака! Собаке - собачья смерть.

А однажды я сама, своими ушами слышала:

- Писатель Горький стоит перед советской властью на задних лапках.

Так что отныне я могу называть Горького коллегой: оба пишем, оба умеем на задних лапках стоять»

В приведенном выше отрывке Аверченко играет прямыми и переносными смыслами фразеологизмов. А в следующем отрывке он пародирует русского интеллигента, который переживает положение, где может быть попрана его честь:

«Число собачье.

Отчаяние и ужас! Я знаю, что все собаки отвернутся от меня с презрением,

но я больше не могу: пойду на улицу просить милостыню! Мне, породистой собаке, протягивать лапу, стоять на задних лапках, как какому-нибудь Горькому! Но... будь что будет! Чувствую, что вся покраснела от морды до кончика хвоста, когда, впервые в жизни, пролаяла сакраментальные слова:

- Подайте хлебца честной русской собаке! И пошло с тех пор...»

Еще одну параллель между повестью Саши Черного и произведениями Аверченко можно отметить на примере «Записок простодушного».

Фокс Микки так же смотрит на окружающий мир, как писатель Простодушный у Аверченко. То есть наивность и непосредственность сопровождают каждое его суждение.

Помимо всего прочего, повесть и сборник перекликаются названиями глав. «Дневник фокса Микки» начинается с главы: «О Зине, о еде, о корове и т.п». А в сборнике Аверченко есть глава: «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах»

Микки посещает зоопарк, у Аверченко также есть глава, где герой посещает подобное заведение, только у Аверченко это зверинец, а в зверинце не животные, а люди.

Публицистика в отличие от мемуарного жанра целиком направлена на осмысление политических и идеологических проблем. Понятие «публицистика» восходит к латинскому слову publicus, что означает «общественный».

Публицистическая литература направлена на популяризацию научных сведений в общественной и государственной сферах. В задачи публициста входит убеждение масс.

Ярким примером публицистического текста рассматриваемого периода могут послужить «Несвоевременные мысли» М. Горького, изданные в 1918 году.

Автор статьи «Несвоевременные мысли» рассуждает на тему революции, войны и судьбы русского народа. Короткие заметки, из которых состоит статья, представляют собой микротемы, связанные одной общей идеей.

Горький в статье утверждает, что основе бед русского народа лежат жестокость и глупость.

Автор убежден, что только культура способна отвратить несчастье от жизни и судьбы россиян. В пролетарской культуре Горький видит будущее российского народа.

Проводником между культурой и человеком Горький считает книгу. А научить пользоваться этой книгой может только европейская культура.

Особую роль в судьбе России Горький отводит женщине и возлагает надежды на искпление грехов русского народа через страдания.

Повесть Саши Черного «Дненвик фокса Микки» пародирует стилевые особенности, как мемуарного жанра, так и публицистического. Ранее говорилась о том, что мемуарный жанр содержит в себе элементы дневниковых записей, поэтому повесть, написанная в форме дневника, безусловно, перекликается в этом отношении с мемуарной литературой.

В «Несвоевременных мыслях» Горького есть запись под названием «О полемике», а одна из записей фокса Микки называется «О Зине, о еде, о корове и т.п.». Если допускать связь этих двух произведений, то можно отметить, что Саша Черный тут пользуется приемом травестии, то есть несоответствия стиля и содержания. Ранее отмечалось, что таким приемом пользуется Э.Т.А. Гофман в своем романе, где кот Мурр пишет дидактический роман «Мысль и чутье, или Кот и Пес».

Вместо чисел в конце каждой записи фокса Микки стоит определяющая его настроение подпись: «Одинокий, несчастный, холодный и голодный фокс Микки».

Сам образ фокса является пародией на русского писателя-эмигранта. Пес с замашками настоящего интеллигента часто заявляет о значимости своей персоны: «Я деликатнее всех собак, потому что я породистый пес».

Фокс Микки как наблюдатель задается рядом интересующих его вопросов. Вопросы, как правило, относятся к нелогичности устройства данного мира, но нелогичность эта обусловлена субъективным взглядом на вещи. В мемуарах так же преобладает субъективное начало. Писатели в своих вопросах выражают личную оценку происходящего.

В.Л. Новиков в своей книге «О пародии» рассуждает на тему «доброй пародии», то есть пародии, лишенной сатирической интонации. Автор приводит пример того, как харьковские филологи выпустили книгу «Парнас дыбом», где известные шуточные стихотворения изложены стилем авторов с мировой известностью. Это «научное веселье» харьковских филологов стало фактом не критики, а литературного эксперимента.

Саша Черный в своей повести тоже провел своего рода литературный эксперимент. Его ищущий и думающий герой вызывает улыбку, но не дает повода злой иронии в отношении пародируемой литературы: «Ставлю большую, большую точку. Гав! Опять меня блоха укусила!.. В такую трогательную минуту… Кровопийца собачья!..»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: