Прыгание на одной ноге

Одного из играющих по жребию становят лицом к стене и удаляются от него на известное расстояние. После того стоящий одиноко подгибает одну ногу в колене, оборачивается и прыгает к товарищам, которые при этом толкают его, а он, в свою очередь, старается согнутой ногой толкнуть кого-нибудь из них. Когда это удаётся ему, то тронутый становится на его место и также прыгает. Эта игра, равно как и все остальные, при которых требуется более-менее продолжительное прыгание на одной ноге, бесспорно содействует значительному развитию мускулов ног и приучает сохранять равновесие тела в наименее устойчивом положении его, тем не менее, однако же имеет ту невыгодную сторону, что при ней иногда приходится довольно подолгу прыгать на одной и той же ноге и обыкновенно на правой, вследствие чего как эта нога, так и вообще вся правая сторона может значительно утолщаться, несоразмерно с левой, что в период роста организма легко может дать повод иногда очень неправильным позднейшим развитиям скелета и мускулов. Во избежание таковых последствий при ведении игры этого рода вообще следует заботиться о том, чтобы дети, попрыгав известный, не особенно продолжительный срок на одной ноге, непременно потом столько же времени прыгали и на другой ноге.

Цари (Владимирская, Тульская губернии, Кубанская область ),

Царства (Пермская губерния),

Котлы (Вятская, Астраханская губернии),

Классы (школьное название).

На гладко утоптанном месте, где нет травы, например, на площади, дороге, где-нибудь под окнами изб и т. д. чертится длинный четырёхугольник, шириной приблизительно в аршин, а длиною вдвое больше того. Этот четырёхугольник расчерчивается внутри линиями, разнообразясь несколько по местностям. Так, в большей части местностей в обоих концах его проводится по две поперечные черты, чтобы таким образом в каждом из них образовать по два малых продолговатых четырёхугольника, средина же разделяется крестом, как означено на рисунке, или же середина делится на несколько частей, как показано на другом рисунке. Кроме того, в некоторых местностях одна из сторон четырёхугольника закругляется, как показано на рисунке. Ведение игры имеет некоторую особенность, смотря по местностям, и потому здесь мы изложим наиболее важные видоизменения её. В Тульской губернии расчерчивают круг таким образом, как показывает рисунок. Затем игроки канаются, чтобы определить порядок, в каком должны следовать прыгания одного после другого. После того начинающий игру становится перед передней чертой четырёхугольника и бросает из рук небольшой камушек, черепок или щепочку в первый малый четырёхугольник, носящий название «Первая». Затем, став на одну ногу, прыгает через черту на «Первую» и, приблизившись на одной же ноге к камушку, ударяет его носком своей ноги так, чтобы тот вылетел из фигуры, и перепрыгивает опять через черту назад. Затем бросает камушек на «Вторую», до которой снова допрыгивает на одной ноге и проделывает с камушком то же, что и на «Первой». Затем таким порядком допрыгивает до «Третьей», «Левой», «Правой», «Киселя», «Царицы», «Царя», соблюдая при этом прыгании те же условия, о которых подробнее упомянем ниже. На «Киселе», «Царице» и «Царе» позволяется отдыхать. Камушек с этих фигур сгоняется уже не толчком, а подбрасыванием с носка ноги. В Пермской губернии начинающий игру сначала бросает свой камушек на № 1, потом сам прыгает в него на одной ноге. Здесь пальцем ноги, на которой стоит игрок, он выталкивает камушек из № 1 за черту фигуры вон и сам прыгает из неё обратно на одной ноге. После того он бросает камушек на № 2 и таким же образом выталкивает камушек вон и сам так же выбирается отсюда обратно на одной ноге. Потом игрок бросает камушек в №№ 3 и 4 и проделывает то же самое насчёт вышибания камушка и обратного прыгания. Но, когда камушек будет брошен в № 5, тогда игрок, пропрыгавши на одной ноге № 1 и № 2, вдруг становится на обе ноги, а именно - одной в № 3, а другой - в № 4, а затем, попадая в № 5, он опять становится на одну ногу, которой и вышибает вон из фигуры камушек. Поступая из № 5 в следующие, игрок опять одновременно становится одной ногой в № 6, в другой в № 7. В № 8 игрок опять прыгает на одной ноге, точно так же, как в № 9 и № 10. Из № 10 игрок обязан прыгнуть на одной ноге, не заходя в «Ад», прямо в «Рай». Кто из играющих вгонит свой камень в рай, тот должен держать испытание, состоящее в том, что играющий берёт свой камень, кладёт его под колено согнутой ноги и в таком виде должен на одной ноге проскакать все номера. Если он покончит благополучно это испытание, то все играющие по очереди должны носить его на спине, скача на одной ноге по всем номерам. В Вятской губернии играющий скачет на одной ноге по всем номерам так же, как и в Тульской губернии. Но после седьмого котла здесь стоит простое отделение, в которое играющий не должен заскакивать, как в «Ад» Пермской губернии, но из седьмого должен прыгнуть прямо в восьмой. В Астраханской губернии чертёж делится на десять классов, как означено на рисунке, из коих десятый класс называется котлом. Прыгание до котла, то есть до 10-го класса, производится совершенно таким же порядком, как, например, а Тульской и Вятской губерниях. В 10-й класс прыгание начинается обратно постепенно через все классы, но с такими особенностями: когда камушек будет догнан обратно до 7-го класса, то выгоняющему предоставляется право отдыхать на перекрестке, для чего он встает на обе ноги и при том так, что одна из них становится в 5-м, а другая - в 6-м классе. Выгнав камушек из последнего класса, играющий старается первым закричать: «Чур, до одного!», то есть, чтобы остальные игроки заканчивали игру с одного раза. Напротив, остальные товарищи стараются предупредить его и закричать: «Чур, до трёх!», то есть чтобы они могли закончить игру с трёх раз или трёх приёмов и т. д. кроме изложенных особенностей в этой игре везде строго соблюдаются следующие правила: а) камушек должно бросать в любую клетку с одной и той же черты четырёхугольника, б) если камушек при этом упадет не в ту клетку, в которую намеревались его бросить, или он упадёт на черту, то промахнувшийся уступает своё место другому играющему, в) если камушек упадёт очень близко к какой-либо черте, то бросающий обыкновенно спешит защищаться и кричит: «Толстых!», что означает то, что камень находится на два пальца от черты. Остальные же игроки в это время обыкновенно кричат: «Тонких!», что означает то, что камень находится только на один палец от черты, то есть на расстояние недозволенное. После того происходит точное измерение, и если в самом деле найдена будет неудача бросавшего, то она обыкновенно влечёт за собой остановку в продолжении игры до следующей очереди, г) если играющий, прыгая, или подбрасывая камушек, ступит сам на черту, то это обстоятельство лишает его права продолжать игру до следующей очереди, д) если, потеряв равновесие, играющий перепрыгнет через черту фигуры, или же тронет поднятой ногой землю, то он также теряет право продолжать игру до следующей очереди, е) при новой очереди игра начинается с той фигуры, на которой игрок остановился прежде, ж) если все отыграются, но кто-нибудь далеко отстал, то он скачет на одной ноге вокруг всей фигуры 3-4 и более раз, смотря по условию, или же возит на своей спине каждого из играющих вокруг всей фигуры один или несколько раз, смотря опять-таки по уговору. Но, если последний закончит свою игру без промаха и неудач, то признаётся розыгрыш и следующая игра начинается снова описанным выше образом. Игра эта вообще очень забавляет детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: