double arrow

Хожение за три моря Афанасия Никитина. Лихачев


Конец XV - начало XVI в. - время великих географических открытий. Тот же интерес к открытию еще неизведанных стран был характерен и для России. Особенно интенсивны были в конце XV в. поиски торгового пути в Индию - притягательный центр средневековья. В Западной Европе и на Руси бытовало много сказаний об Индии, о ее богатствах, о ее фантастическом идеальном государстве. Тверской купец Афанасий Никитин кратчайшим, сухим путем прошел в Индию и оставил о ней деловитые и обстоятельные записки - "Хожение за три моря". Записки Афанасия Никитина не отличаются литературностью, как она понималась в Древней Руси. В них нет украшенности, нет заботы о стиле. Он пишет просто. Его характеризует умная и разносторонняя наблюдательность.

Афанасий Никитин выехал в 1466г. из Москвы вместе с русским посольством. Он спустился вниз по Волге до Астрахани, где один из его кораблей был захвачен разбойниками, а другой разбила буря у берегов Каспийского моря. Несмотря на потерю кораблей и товаров, Никитин с товарищами продолжал путешествие. Сухим путем Никитин добрался до Дербента, перебрался в Персию и морем проник в Индию. В Индии Афанасий пробыл три года и через турецкие земли и Черное море вернулся в 1472 г. в Россию, но, не доезжая Смоленска, умер. Его записки были доставлены купцами в Москву к дьяку великого князя Ивана III - Василию Мамыреву и включены в летопись.




Персидские земли описаны Афанасием Никитиным кратко: по-видимому, они были хорошо известны русским купцам и не представляли особого интереса для путешественника. В Чувиле, куда Афанасий Никитин прибыл морем, он получил первые впечатления от Индии: люди ходят нагие, не покрывая ни головы, ни груди. Афанасий Никитин объездил всю Индию. Он побывал и в священном городе Индии Парвате, описал местные религиозные обычаи.

Побывал Никитин не раз и в столице тогдашней Индии - Бедере: здесь торгуют конями, камкой, шелком и другим подобным товаром, черными людьми, съестными вещами, овощами - для русской земли товара тут нет. Двор бедерского султана чудесный, все в нем украшено изваяниями и золотом. Описывает Никитин выезд султана на прогулку во время байрама. Так же подробно и точно описаны Афанасием Никитиным выезды хана Махмута, выезды на охоту султана и его братьев, выезды бояр и т. д. В записках Никитина имеются также расспросные сведения о других местностях, где он сам не побывал: он упоминает Каликот, Силян (остров Цейлон), Китай.

Хан узнав, что Никитин русский, стал склонять его перейти в магометанство. К счастью для Никитина, в Чунер приехал некий хорасанин, который заступился за него: освободил Афанасия и возвратил ему жеребца. На всех языках славит Никитин Русскую землю. Отличает Афанасия Никитина и необычная для средних веков веротерпимость. "А правую веру, - пишет он, - бог ведает, а правая вера бога единого знати, имя его призывати на всяком месте чисте чисту". Афанасий Никитин умел по достоинству оценить чужие обычаи и не изменивший своим.

В сентябре 1532 г. в Москву явилось посольство индийского султана Бабура, основателя империи Великих Моголов. Бабур через своего посла желал вступить в "дружбу и братство" с московским государем. В Москве ответили согласием на установление торговых сношений Индии и России, но, к несчастью, султан Бабур умер еще тогда, когда посольство ехало в Москву, и оно закончилось ничем.







Сейчас читают про: