Повесть временных лет. Еремин

Древнейшая русская летопись, дошла до нас в рукописных копиях не старше 14 века. Начинается повесть с рассказа, «откуду есть пошла Русская земля», и доводит изложение исторических событий до 1113 года.

Лаврентьевская летопись названа так по имени её писца – монаха Лаврентия, который переписал ее в 1377 году для суздальского великого князя. Лаврентьевская летопись – сборник, в состав которого вошли 2 произведения «Повесть временных лет» и Суздальская летопись, доведенная до 1305 года.

Ипатьевская летопись названа так по бывшему месту хранения – Ипатьевскому монастырю в Костроме. Ипатьевская летопись – сборник, в состав которого вошли «Повесть временных лет», Киевская летопись, доводящая события до 1201 года, и Галицко-Волынская летопись, охватывающая период с 1201 по 1292.

Главное различие между списками повести – в ее конце. Лаврентьевская летопись заканчивается рассказом о явлении огненного столпа над Печерским монастырем в 1110 году, причем рассказ обрывается на полуслове. В Ипатьевском списке рассказ закончен и за ним следуют несколько сказаний под 1111, 1112, 1113 гг. «Повесть временных лет» переходит в Киевскую летопись, причем не видно, где заканчивается «Повесть» и начинается Киевская летопись.

Гипотеза Шахматова подробно обоснована в его работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» и «Повесть временных лет». По его мнению:

«Древнейший киевский свод» 1039 года начинался с рассказа об основании Киева Кием, Щеком и Хоривом и доводил изложение до 1037 года. В 1037 бала составлена новая летопись в Киево-Печерском монастыре. В основу «Киево-Печерского свода» 1073 года легла летопись 1039 года, дополненная новыми известиями и продолженная до 1073. В 1095 году этот «Киево-Печерский свод» был продолжен до 90х годов XI века и дополнен известиями, заимствованными из местных летописей – Новгорода, Чернигова. Эту переработку Шахматов назвал «Начальным сводом». «Начальный свод» 1095 года лег в основу «Повести временных лет».

«Повесть временных лет» была составлена в 1112 году, еще при жизни Святополка, Нестором, который довел изложение до 1111 года. В1113 году Сятополк умер, на киевский стол сел Владимир Мономах, его политический враг. Он передал «Повесть» для переделки игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру. Сильвестр выполнил задачу, выдвинув на первый план Владимира, к 1116 году. Так возникла вторая редакция. Желая снова взять в свои руки летописание, киево-печерская братия поручила своему «книжнику» составить новую редакцию «Повести временных лет» с похвалой Владимиру. Это было сделано к 1118 году. Так возникла третья редакция, доведенная до 1117 года и лучше всего сохранившаяся в Ипатьевском списке.

1. «Повесть временных лет» была не составлена, а только переработана игуменом Сильвестром

2. «Повесть» - сложное литературное произведение, над созданием которого работало не одно поколение летописцев

3. к созданию ее приступили уже в XI веке

4. известная нам «Повесть» - свод нескольких не дошедших до нас летописей XI – начала XII века

Летопись была важным историко-политическим документом, которым пользовались для решения спорных политических вопросов современности. Также летопись преследовала морально-политическую задачу: показать на ряде примеров, как надо и как не надо поступать. Идея летописца состоит в том, что нужно предотвратить распад Руси, сохранить политическое единство под началом старейшего в роде князя. Свою надежду летописец возлагал на нравственное перевоспитание князей. В центре внимания – проблема зла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: