Древняя Индия

Природные условия

Индия считалась страной чудес.

  1. Огромная территория.
  2. Полная изолированность от внешнего мира.
  3. Территория Индии – равнина, где протекает р.Инд и Ганг. Именно здесь развиваются древнейшие цивилизации в Индии.

3и зоны развития:

  1. Обл.бассейна р.Инд (Зап.Индия) (тер.Пакистана) здесь развивается харабская к-ра.

Хараппа – один из администратиынвх центров этого периода.

  1. Обл. бассейна р.Ганг (Вост.Индия) цивилизация индо-арийских племен.
  2. Деканское плоскогорье (Центр.и Южн.р-ны Индии). Эта часть Индии была отдалена от основной части Индии городами.
  3. Самая южная часть Индии с о.Цейлон малоизученна (Шри-Ланка).

Эти части отличались по природно-климатическим условиям, по этапам исторического развития. Эти 2а понятия для Индии взаимосвязаны.

Западная Индия:

  1. Лесная зона.
  2. Плодородные почвы.
  3. Не было джунглей – более благоприятные условия для развития.
  4. Здесь развивается и угасает древнейшая цивилизация.

Бассейн Ганга:

  1. Джунгли – освоение невозможно до появления
  2. Место расселения индо-арийских племен
  3. Эта территория развивалась самостоятельно

Декан и Ю.Индия:

  1. Непроходимые джунгли
  2. Развитие цивилизации запоздало

Не существует единой периодизации истории Индии.

Не существовало единого индийского государства до государства Маури в I тыс.до н.э.

Периодизация истории Древней Индии

  1. Хараппская к-ра (сер.III-сер.II тыс.до н.э.), сейчас эта территория Пакистана.

~ фактор ислама мешает раскопкам.

~ раскопки затруднены грунтовыми водами. (необходимы огромные деньги, чтоб осушить эту территорию).

~ территория Индии, где раньше протекал Инд – пустыни. Инд поменял русло – гибель Хараппской к-ры.

  1. Период освоения железа (к.II-I тыс.до н.э.)

~ период переселения ариев

~ период заселения бассейна Ганга

  1. Эпоха династии Маури (последние века I тыс.до н.э.)

~ государство Маури появилось в связи с попыткой А.Македонского захватить Индию. Это гос-во было 1-м единым гос-вом, к-ое объединило значительную часть Индии

~ были записаны основные источники по истории Индии, религиозные

~ распространение буддизма

Источники по истории Индии

Источники хараппской к-ры

Археологические источники (печати и надписи, они не дешифрованы, их очень много, они все очень маленькие).

Это молчащий период он восстановлен только по данным археологии.

Арийская Индия

  1. Материал для письма – пальмовые листья.
  2. Большое значение имеют данные эпиграфики – наука о надписях. Эти надписи в основном с сер. I тыс.до н.э.

~ надписи на камне

~ на коре

  1. Достаточно поздно появились города (не раньше VIII в до н.э.). еще позже появились храмы.
  2. Не существует внятной хронологии и политической истории Др.Индии.

Письменные источники Арийского периода

  1. Веды:

~ Шрути – божественные (услышанные) откровения (священные писания).

~ Смрити – заполненное священное предание.

Веды – сборники священных текстов, гимнов, преданий, этико-правовые предписания. Ведийская л-ра разнообразна:

I группа:

1. Самхиты – сборники гимнов, заклинаний.

~ Ригведа (II-I тыс.до н.э). состоит из 10 книг (мандалы), в них 1028 гимнов.

~ Самаведа – песнопение.

~ Джурведа – жертвенные формулы и толкования.

~ Атхарведа – магические формулы.

Эти сборники очень сложны, очень важны. Они дают информацию о соц.облике индоарийского племени, о религии, о географическом положении племени. Их невозможно датировать. Они тенденциозны. Их составляли брахманы, жрецы. Искаженная информация. Сложно разбирать эти источники.

Самхитам соответствовали:

  1. Брахманы – прозаическое объяснения.
  2. Араньяки – предписания отшельников, лесных людей.
  3. Упанишады – религиозно-филосовские трактаты, поучения.

Атхарведа – шаманская книга

~ не считалась канонич.ведой, жрецы ее долго не признавали

~ описаны домашние обряды

~ здесь отсутствовали жреческие комментарии.

Упанишады – считается, что их написали более 100 мудрецов. Прослеживаются элементы индийской мифологии. Выделяется 10-12 гл.упанишад.

II группа:

Сутра – предписания, правила.

~ они касались науки, религии

~ относятся к священному преданию смрити

~ сутры иногда называют термином веданга – часть вед, к ним относятся и трактаты, посвященные ритуалам.

Среди них выделяют дхарма, сутры (VI-III вв до н.э.)

III группа:

Возникает л-ра Шастр – научные и политические, сочинения и сборники религиозно-этнические, юридические. Писались стихами.

Понятие дхарма – сложное, менялось. Дхарма – совокупность этнических норм в повседневной жизни.

Дхармашастры – поучения, юридические предписания. Количество – 18-87.

Наиболее известный памятник – законы Ману (понятия о природе мироздания, юридический, политико-правовой сборник, II в до н.э. – II в н.э.).

! большинство из них существовало на протяжении многих тысяч лет, как традиция.

При всех возможных искажениях многие древние общества выработали жесткую схему контроля, чтобы свести искажения к минимуму, некоторые же тексты дошли до нас с искажениями.

Законы Ману

12 глав

2650 шлок

Это еще не юридический кодекс, позднее появляется юридический кодекс Народа – Смурити.

Артхашастра – памятник о политике. Он был найден в начале ХХ. был известен фрагментами и в Средние века. Состоит из поучений, советов царю, как пр-но управлять государством.

2. Литературные произведения

Эпические поэмы:

~ «Махабхарата» (85 тыс.шлок)

~ «Рамаяна» (24 тыс.шлок)

Эти поэмы еще более сложны, содержат массу фактов, абсолютно не датированы. Сюжет Рамаяны более древний.

Вводная часть 6ой книги Махабхараты – Мхагаватгита (о войне между воинами и жрецами).

3. Пураны – сборники преданий, сказаний, легенд.

4. Буддийские писания

Типитака – «3и корзины» (беседы Будды с учениками)

5. Произведения античных авторов.

II в до н.э.с совершением путешествий по Др.Индии и написаны произведения. Части книги использовал Геродот для своей книги.

«Индика» (Мегасфен – грек, посол царя при дворе Маури). Его сочинения не сохранились, было использовано др.античными авторами.

6. Трактаты китайских авторов.

7. Беруни «Индия» IX в (Средневековье)

Хараппская культура

(сер. III – сер II тыс. до н.э.)

Территория нынешнего Пенджаба. Исследован был и город Махенджо-Даро.

~ Хараппская к-ра представлялась исследователям как некий вариант вост.к-ры.

~ Эта к-ра была создана шумерами.

! дальнейшие раскопки в Индии привели к фантастическим результатам: ареал распространения хараппской к-ры оказался огромным.

Хараппская к-ра распространилась на территории 1600-2011 км. Территория Сев.-Зап.Индии, от Афганистана до Аравийского моря. В ширину доходила до Ганга.

Известно более 800 поселений (нельзя сравнить с др.территорией). находки сделаны на юге Индии. г.Лотхал (город мертвых). Были найдены судостроительные верфи.

Города

~ Обилие городов и населенных пунктов. Урбанистическая цивилизация городов.

~ Четкая планировка: Внутренняя цитадель (Кремль), Нижний город.

Цитадель была наглухо разделена от Нижнего города.

Найдены останки домов знати: 2х, 3х этажные дома их обожженного кирпича. Дома без окон – отверстия под крышей. Пол – утрамбованный.

Город четко распланирован, сделан по «розе ветров»

2 пересекающие дрег друга улицы шириной ~10м. они были по «розе ветров». Эти улицы были как аэродинамические трубы. Под этими улицами – городская канализация.

  1. Климат
  2. Культ воды
  3. Особенности устройства государства периода Хараппской к-ры

Кром 2х больших улиц был разделен на кварталы. На перекрестке – общественные колодцы. Канализация была закрыта кирпичными сводами, к-ые разбирают и чистят.

Общественный строй

Здесь больше версий, чем ответов. Хараппская к-ра находилась на низшей ступени развития. После находки цитаделей эта теория ушла. Разные версии.

Теократия.

Города были центрами жрецов. Найдены большие кирпичные платформы, где были алтари.

Версия: соц.структуре Хараппы элементы арийской Индии.

(и эта теория бездоказательна).

Занятия населения

Найдено огромное количество печатей, гирь и весов.

~ Развита торговля

~ Имущественное и социальное неравенство

Хараппская к-ра имела активные внешние торговые связи. Об этом говорят различные находки: печати (в слоях, относящихся к III дин.Ура).

В Вавилонской истории упоминаются страны: Дильмун, Мелухха.

Религиозные представления

Этническая принадлежность хараппцев.

~ Источником являются печати на к-ых изображены животные.

~ Найдены терракотовые статуэтки, изображающие женщин (культ богини матери характерен для всех народов).

~ Хараппцы обожествляли лес, огонь, воду.

! найдено некоторое количество печатей, на к-ых изображены 3х ликие божества, к-ые имеют сходство с пантеоном индийских богов (бог Шива – покровитель животных).

Этническое сост.хараппцев

  1. До нас дошло ~400 скелетов, но не хватает данных.
  2. Возможно относятся к европеоидам или к негроидам.
  3. Язык был близок к эламскому или аравийскому.

Дравиды (насел.Южн.Индии) – автохтонное нас-ие, до арийского нас-ия.

  1. После арийского заболевания некоторые культы были заимствованы этнической общностью.

Части племен были оттеснены в Южн.Индию.

Гибель Хараппской к-ры

Хараппская к-ра просуществовала с сер. III до сер II тыс.до н.э. (~1000 лет). Ее гибель не была единовременной, процесс, к-ый растянулся на столетия, в разных регионах по разному (от 18 до 16 в.до н.э.).

Причина гибели к-ры

  1. Природные катаклизмы, реки потеряли русло – наводнения (Махенджо-Даро – наводнения 5 раз). Река меняла русло – вода уходила. Люди покидали эту территорию. Упадок к-ры.
  2. Экологическая катастрофа – деятельность ч-ка. Засоление почв – кризис урожайности.
  3. Каждая земледельческая цивилизация приходит к кризису: структурный кризис. Очевидно его пережил Египет,! это сложный вопрос.

~ 1400г. до н.э в экватории Средиземного моря взорвался вулкан. Итог взрыва.

  1. Переселение до арийских племен. Это не был решающий фактор.

В сер. I тыс.до н.э на территории Индии проживают индоарийские племена, к-ые и заселили все территорию Индии.

Индоарийская и арийская проблемы

Арийская проблема появилась в нач XIX в.до н.э.

Ее можно разделить на 2е части:

  1. Околонаучные спекуляции.
  2. Научная проблема (откуда, когда пришли)

Эта проблема как идеология была воздвигнута еще англичанами, к-ые пытались сопоставить темнокожее и светлокожее население. Они утверждали, что с приходом ариев зародилась индийская к-ра.

Арийская к-ра своего размаха приобретает в период 3 рейха. Эта проблема превращается в абсурд.

К арийским народам относят индоарийцев и индоиранцев.

Когда-то были единые индоевропейские народы. Цыгане и были истинными арийцами.

Неоязычество – проблема, связанная с попыткой изобрести новую идею, идеологию.

Научная проблема

Существует огромное кол-во версий, откуда, когда пришли в Индию индоарийские племена.

Прародина: индоарии обитали территории:

~ Ю-В Европы (Балканы)

~ Зауралье (находка г.Альхаим)

1. Дьяконов: они пришли на территорию Средней Азии, а оттуда двинулись южнее. Из этой точки народы разделились.

! некоторые народы древности имеют индоевропейские корни (хетты, гос-во Миттании).

2. Эти племена прошли ч/з Кавказ, оттуда на территорию Индии.

Точно сказать никто не может.

Арийские племена относят к к-ре серой керамики. Носителя этой к-ры обнаружены.

Процесс проникновения ариев и был единым. Говорят об Инвазии (военном вторжении) и инфильтрации (проникая на эти территории).

Продвижение индоарийских племен в долине Ганга шло медленно.

Арии – (arya, ari – чужеземец, пришелец, имеющий отношение к пришельцам).

Арии – гостеприимный, свободный.

На первом этапе расселение ариев начинается борьба между племенами на право называться племенами ариев.

К концу ведийского периода, термин «арии» закрепился за определенными слоями населения, он уже определяет некую социальную принадлежность. Свободные люди принадлежат к варнам (брахманы, кшатрии).

От термина «арии» происходит название стран: Иран – страна ариев (арьянам). Первоначальное расселение ариев – Индия.

Процесс расселения был очень сложным. Это был стихийный процесс.

Заселение:

~ с Севера

~ С Юга (дравидские племена)

Можно говорить о процессе приспособления арийских племен к местным условиям. Процесс освоения был возможен при наличии железа (его было много в Индии).

Уже с самого начала арийские племена не представляли единой массы, это породило количество войн.

Социально-экономическое развитие

Долина Ганга была основана в сер. I тыс.до н.э. железо появляется поздно (не раньше XI в до н.э). Основные с/х к-ры: рис, пшеница, ячмень.

Индийцы получали 2а урожая в год, знали сахарный тростник, лен. Возможно, они знали и хлопок.

В этот период индоарийские племена давно занимались земледелием. Имелись плуг, мотыга. В плуг запрягались овцы.

Большое значение имело искусственное орошение. Большой ирригационной системы не было. Основой хоз-ва оставалось скотоводство.

Главным богатством, мерилом богатства была корова. Корова в Индии – священное животное. Уже в «Ригведе» она упоминается как священное животное, к-ое нельзя убивать.

Городов в Индии не было, употребляется термин PURA – город.! это не города, это единый термин, обозначавший города, а это были все населенные пункты.

Города появились не раньше VIII в до н.э или не ранее VI в до н.э. города становятся центрами ремесла, следует отметить высокую степень специализации ремесел.

Развивается регул.обмен и торговля м/у племенами. Появляется термин «купец» и «ростовщик». Сначала эквивалентом обмена была корова, позднее – украшения, бруски металла. К V в до н.э – деньги – серебряные бруски с клеймом определенного веса. Сохраняется международная торговля со странами Ближнего Востока. Упоминаются морские корабли: лодка на 100 весел. Постепенно контакты угасают. Некоторым купцам запрещалось плавать по морю.

Общественное устройство

Основной соц.ед.общества – община – ГАНА. Во главе общины стоял Ганапати. В Ведийский период очевидно ч/с распространяется на скот. Земли очевидно находились в общем пользовании. Общественное расслоение было закреплено системой варн:

  1. Брахманы – жрецы
  2. Кшатрии – воины
  3. Вайшьи – ремесленники, земледельцы, купцы.
  4. Шудры – слуги

1ые 3и варны – это варны дважды рожденных, благородных людей. 4ая варна – неполноправные свободные.

Почему именно в Индии сложилась система варн? Это связано с каким-то ос-тями развития индийского общества.

Имелось понятие – раб – dasa – враг, варвар, неверный. На первом этапе – военнопленный. Арии противопос-ся автохтонному населению. Рабами становились женщины.

Индия знала человеческие жертвоприношения, когда шел процесс войн.

Когда появляется понятие dasa, как только раб становиться частью хоз-ва, жертвоприношения исчезают. Во главе общества становился раджа – военный вождь. В древний период раджа избирался народным собранием. Ему вручали специальное ожерелье – символ власти. Позднее власть раджи становиться наследственной. Значение народного собрания практически отпадает.

Вообще не существовал судебный орган – сабха.

При радже, когда он становиться царем, появляется совет знати – паришас. С паоявлением государства складывается административный аппарат; верховный жрец (придворный жрец), военачальник, казначей, сборщик налогов.

! политическая история Индии практически не доступна. Государства были очень мелкими. Очевидно, быстро возникает и быстро распадались.

Выделяют 2 основные династии от к-ых произошли:

~ солнечная

~ лунная

Царь Рама – представитель Солнечной династии. Представителя Лунной династии были – Пауравы. 17й потомок этой династии – Бхараты.

Религия Индии Ведийского периода

Характерен культ родоплеменного. Индийцы обожествляли природу.

Богиня Сарасвати – богиня реки. В основе этих представлений лежали общие индоевропейские представления. Анализ письменных источников показал, что индийская Ригведа совпадает с иранской Авестой.

Главный бог – Дьяус-Питар (бог неба). Не было иерархии богов, не было верховного бога.

Агни – божество огня и сам огонь. Ведийцы обожествляли земной огонь.

Сома – божество и опьяняющий напиток, сильно действующее наркотическое в-во. Оно играло важную роль. Оно упоминается во всех текстах. Сома пришла с древности.

Индра – бог грозы, дождя. Считалось, что Индра – небесный раджа.

Сурья – бог солнца, небесный огонь. В Индии солярные и небесные божества не играли значительной роли.

Трилока – небесная сфера, где жили соответствующие боги, атмосфера. Пространство м/у небом и землей.

С приходом индоариев, пантеон богов расширился. Они делили богов на 2е большие группы:

~ Дэвэ – боги родоплеменных культов, хорошие, добрые боги.

~ Асуры – злые, нехорошие боги. Встречаются и такие сведения, что асуры были отцами дэвов. Потом началась их борьба, эта борьба не касалась людей.

Боги воспринимались также как и люди. Они могли терпеть поражения.

В последний ведический период появляется понятие и сансаре – понятие о переселении души (рееркарнация).

Человек состоит из тела и души. В отличие от других религий здесь не было обсолютизаций о загробном мире. Они считали, что после смерти ч-ка, душа продолжает свои страниствия. Условием этого была карма, если ч-к праведный.

В поздний ведийский период появляются новые боги. На 1й план выходит Брахма. Он воспринимается как абстрактное божество. Брахма – бог создатель. Кроме него выделяются культы богов Вишну и Шива.

Эта троица называлась – тримурти и воспринималась как единое божество. Тримурти установил на земле законы Дхарм.

Вишну – бог-охранитель, доброе божество.

Шива – бог-разрушитель.

Эти 2а бога разделились в вишнуизм и шиваизм.

Широко было распространение аваторы - нисхождения.

Аваторы:

  1. Вишну – рабы (во времена потопа).
  2. Вишну – черепаха (он виде черепахи достал напиток бессмертия).
  3. Вишну – вепрь.
  4. Вишну – лев.
  5. Вишну – карлик.
  6. Вишну – Рам (бог-царь) с топором (связана с периодом борьбы шудров и кшатриев. Вишну победил кшатриев).
  7. Вишну – Рама, убивающий демонов.
  8. Вишну – Кришна(мифологический герой племени Ядавы).
  9. Вишну – Будда.
  10. Вишну – Калка.

Шива – часто изображается в виде символов. Шива – бог плодородия. Он выступает как танцор, шаман.

Человеку угрожали не боги, а злые демоны – Ракшасы. Широко были распространены представления о всякой нечестии.

В древнейших книгах отразилось представление индийцев о золотом веке. Ведийцы представляли себе человеческую историю как историю 4х эпох:

1ая эпоха – Критаюга – золотой век человечества. Переводится как совершенный, правильный. Люди жили счастливо, в мире царила справедливость.

2ая эпоха – Трета – справедливость становятся ниже на ¼, появляются пороки.

3яя эпоха – Двапара – справедливость стала еще меньше на ¼, люди разделились на 4е части веды. Начинаются болезни и стихийные бедствия.

4ая эпоха – Калиюга – темная эпоха, канун гибели.

Политическая история Индии I тыс.до н.э.

К VI в до н.э в Сев.Индии складывается ряд крупных государств, наиболее крупными были:

~ Канала

~ Калинга

~ Магадха

К V-IV в до н.э Магадха становиться самым крупным государством. Столицей был г.Паталипутра. В Сев.Индии было ~ 16 крупных государств.

С сер. II до сер.I тыс до н.э – период постоянных миграций. Происходит перемешение итих племен. В этот период сильное государство не могло сложиться – постоянные войны мешали складыванию политической ситуации.

Процесс образования государств пошел быстрее в связи с:

  1. Переменами социально-экономического развития.
  2. Изменениями международных отношений.
  3. Внешняя угроза.

Части Сев.-Зап.Индии вошли в состав державы Ахеменидов.

Завоевания Индии А.Македонским.

Империя Нанды

В IV в до н.э к власти приходит Шудрянская династия – династия Нандов (по имени основателя Нандо).

Неизвестно, что предшествовало этому перевороту. В основном это античные источники. Считалось, что к власти пришли простые люди. Шудры представляли собой имущественную власть.

Империя Нандов охватывала Сев.Индию. существовала и могучая кшатрийская оппозиция, к-ая стремилась свергнуть Нандов.

Нанды правили с 164 до 317 гг до н.э. В этот период на Индию оказал влияние Индийский поход А Македонского.

Весной 337 г.до н.э Македонский начал поход.

326 г.до н.э. – 120 тысячная армия вторглась в Пенджаб. Там было 2а государства Таксила – ее царь сдался, т.к. индийские княжества враждовали и их правитель хотел разгромить врагов с помощью Македонского. 2ое государство во главе с Пором оказало сопротивление.

На берегу реки Гидасп встретились армии Македонского и Пора. Пор рассчитывал на боевых слонов. Македонский уже был знаком со слонами. Он обошел армию и ударил конницей на слонов, они начали топтать и своих и чужих. Армия Пора побеждала, он не покинул поле боя и раненный был взят в плен. Пор стал союзником Александра. Столкновения с этими княжествами сыграли свою роль. Армия забастовала и проход не был продолжен – тяжелые природные условия, бедные земли.

Территория Зап.Индии вошла в состав державы А.Македонского. здесь были оставлены наместники и гарнизоны. За походом Македонского последовала эпоха эллинизма.

В этот период появляется еще одно лицо – Чандрагупта – из рода Маурия. Он считается с Македонским, возможно, участвовал в сражении. Возможно, он был учеником оппозиции Нандов.

Гипотезы:

(~ 317г.до н.э)

  1. Сначала он возглавил движение против Македонского, а потом захватил власть.
  2. Сначала захватил власть, а потом воевал с Македонским.

Война с нандами длилась от 12 до 16 лет.

Он захватывает и свергает последнего нанда – Джона Нанда. Его учителем был Каутилья.

Чандрагупта начал укреплять свое государство, начались смуты и он соверщил карательные походы.

После развала государства Македонского образовались государства, к-ые возглавили его преемники.

Индия получила неспокойного соседа – государство Селевкидов (Селевк Никатор).

М/у ними началась война. Кто был инициатором войны неизвестно.

В 305 г до н.э был заключен мир.очевидно победил Чандрагупта. Согласно договору селевкиды отдают Авган, Белуджистан и свою дочку, взамен Чандрагупта отдает 500 боевых слонов.

Чандрагупта восстановил сев.границы Индии.

288 г до н.э – Чандрагупта умер.

Следующий царь – Бандусар.

  1. Возможно он убил Чандрагупту.
  2. О его правлении известно немного.
  3. Была сильная оппозиция, поднимались восстания.
  4. Он начал завоевания на Юге – продолжад политику объединения.
  5. 273 г до н.э – власть меняется.

К власти приходит сын Бандусара – Ашока (273-236 гг до н.э).

  1. Сверг своего отца.
  2. Ашока оставил «Эдикты царя Ашоки». Они были выбиты на стенах в разных концах государства. По ним мы можем определить границы, политику «религию реформы».
  3. В юности он был злым царем.
  4. Он завершает начатое дедом и присоединяет Калиндгу. Сражения были очень кровопролитные.
  5. Последняя битва – 100 тыс.убитых, 150 тыс.раненых
  6. Источник: Ашока выйдя на поле и увидев горы трупов, проникся отвращением к войне.
  7. Ашоке нравиться изменяться, он приветствует новую религию – буддизм.
  8. Ашока посетил родину Будды.
  9. При нем было построено 25 тыс.буддиских храмов. Он начал пропаганду буддизма на Ю-В Азии
  10. Эдикты Ашоки содержат тхарма мантры (священные заклинания). Это не буддийские проповеди, это этническая норма, к-ую он хотел установить на территории государства, она конечно имеет отношение к буддизму.
  11. Возникает оппозиция из представителей других религий, т.к. он придерживается политики веротерпимости.
  12. Наука была пуста из-зи затрат на буддизм. Его сын поставил папу на место – не дал денег из казны.
  13. После Ашоки – распад Империи Мауриев.

В 187 г до н.э последний правитель был убит свои полководцем. Этот полководец образовал династию Шунга.

В к. II нач. I в до н.э Индия была захвачена племенами массагетов и саков.

В нач. I в до н.э Индию покорили пархяне.

Экономика

Индийская община незыблема. Они остается неизменной до сегодняшнего дня.

Причины:

  1. Природные условия Др.Индии сохранили необходимость общинного труда – фактор, к-ый сдерживал.
  2. Община – самодостаточна, она сама себя защищала – кшатрии, по сути нанимались общиной, они обслуживали общину, а она их кормила.

Города не были нужны, т.к. ремесленники были внутри общины. Они появились, когда возникли крупные государства.

Западные историки варна – это деление по расам – 3 варны – арийцы.

Жрецы носили белое (непорочное), кшатрии – красное (мужество), вайши – желтое, шудры – черное.

1. В период арийского завоевания необходимо было закрепить сословия, к-ые возникли в обществе. На 1й план выходят не родственные отношения, а сословные.

2. Варновая организация была необходима, т.к. государство появляется поздно. Эта гипотиза не является окончательной, т.к. варны существовали еще у индоевр., иранских племен, т.е. в древнейший период и мы не можем сказать, что оно обозначало.

Жречество могло закрепить свои позиции только выделив себя в особые сословия.

Вывод:

  1. Варновая система – это очень древнее деление общества, к-ое появилось, когда арии шли в Индию.
  2. Точно определить смысл и значение этого явления мы не можем.
  3. Наиболее вероятно, что варны – это сословия.

Буддизм

Основатель – Сиддхартха Шакьямуни

Он родился на территории современного Непала, в деревне Лумбини. На определенном этапе своей жизни он стал бродячим аскетом.

В 40 лет он стал «просветителем».

560-480 гг до н.э.

Главная идея – жизнь это зло, жить – страдать. Страдания можно прекратить. Идеалом считается состояние нирваны. Главная заповедь – отказ от желаний.

Выделяет 2а направления:

  1. Хинаяна – путь спасения для монахов. Из общины сангха (не причиняй зла всему живому).
  2. Махаяна – широкий путь спасения: соблюдать заповеди, поддержать общину, этот путь доступен каждому.

Буддийский храм – ступа

Оформление буддизма вызвало оформление индуизма. Буддизму не важно, кто ч-к, это выдвигает его в мировые религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: