Непрочность еврейского государства

Вскоре выявилась и вся непрочность государства Израиль… Среди еврейских племен не было прочного единства. Говоря иначе, там всегда были сильны тенденции сепаратизма. Стоило им укрупниться в государство, как они тут же обособлялись и разрушали оное. В завоеванных странах они жаждали получить землю в собственность и обособиться! Будучи кочевниками и разбойниками, евреи рассматривали захваченные ими земли как долю при дележе добычи. Это вело к постоянной и жесткой конкуренции. Каждый претендовал на лидерство в их стае. Подобный разброд закончился трагично для новых поколений. Когда после смерти полководца Иошуа вымерло поколение старейшин, орган единого правления исчез, и племя погрузилось вскоре во тьму анархии. Моисею с помощью военного режима, правда, удавалось удержать их в рамках единой организации, но недолго: вскоре он был убит евреями, а от введенной им религии отказались. Окружавшие их народы (аммонитяне, моавитяне) стали теснить евреев, воздавая им за их деяния той же монетой. Из-за своих взбалмошных и бездарных лидеров евреи постоянно находились в состоянии разброда или вечных войн. Отсюда деление 12 колен на два стана (10 колен севера – Израиль, 2 колена юга – Иудея). Вспыхнуло восстание Савея, отринувшего правление царя: «Нет нам части в Давиде… Все по шатрам своим, Израиль! И отделились все мужи Израиля от Давида и пошли за Савеем, сыном Вохора, а мужи Иуды остались на стороне царя Давида». Явным признаком внутренней слабости Израиля стал мятеж любимого сына Давида – Авессалома.

Характерно, что мятеж в Хевроне активно поддержали все «мужи Израиля» и «старейшины Израиля», основная масса населения и правящие круги родов и племен. Его провозгласили царем, он встал во главе народного ополчения и взял Иерусалим. Давиду пришлось бежать из столицы. Однако затем Давид смог вернуть себе власть и, процарствовав положенное, передал страну сыну – Соломону. По старшинству в списке сыновей тот был десятым и после смерти трех первых оказался лишь седьмым (никаких юридических прав на престол не имея). Младший сын Давида, Соломон, выделялся умом и проницательностью. Придя к власти и став царем в 16 лет (965–926 гг. до н. э.), он обрел полную самостоятельность и вскоре стал полновластным владыкой Израиля. Договор с народом, подобный тому, что заключали Саул и Давид, ему уже был абсолютно не нужен. Он захватил власть в стране, опираясь на силу, ибо право у евреев уступает силе. Затем целесообразность потребовала от него сменить всю правительственную команду, «старую гвардию» Давида. Сделано это было, конечно, «демократическим путем»: старший из оставшихся сыновей царя Давида, Адония, и главный полководец, Иоав, были убиты, первосвященник Афиафар был отрешен им от священства и выслан. Казнили и некоторых других верных слуг бывшего монарха.

Г. Доре. Давид оплакивает смерть Авессалома

Соломон за долгое царствование добился немалых успехов. Продолжив политику реформ в управлении, он разделил всю страну на 12 административных округов, границы которых лишь частично совпали с границей расселения тех племен. Видимо, умудренный прошлым опытом борьбы с племенами, склонными к сепаратизму, он постарался уменьшить шансы на их выход из состава Израиля. Однако это требовало и экономических мер. Он наладил отношения с тирским царем Хирамом, создав своего рода торговое товарищество (хубур). Это позволило поиметь долю от торговли Тира на западе. Корабли шли в Испанию – за золотом, серебром, слоновой костью, зверями, диковинными птицами, благодаря чему, как восторгается деяниями Библия, серебро при царе Соломоне в Иерусалиме стало сравнимо с простыми камнями, а драгоценности – с обычными деревьями. Когда египетский фараон Сиамун захватил стратегически важный город Гезер, принадлежавший ханаанеям, он и тут проявил оборотистость и ловкость, заполучив город в свои владения. Он упросил фараона выдать за него свою дочь, и тот, отдав дочь, в качестве приданого передал Соломону город. Иные источники утверждают, что то был фараон Шешонк, но сути дела это, конечно же, не меняет.

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Помазание Соломона на царство

Можно сказать, что Соломон стал первым царем-торговцем у евреев. Внешняя политика его страны направлена на расширение торговых связей с Сирией, Юго-Восточной Азией, южноаравийским государством Саба, где правила царица Савская. Евреи расматривали ее царство как оконечность известной им вселенной. Вероятно, именно при Соломоне впервые появляются как царские торговые агенты, так и частные торговцы. Он же положил начало и «великим стройкам иудаизма». Ведь Давид заповедал ему построить храм (для этих целей копил злато и серебро). Соломон пожелал выполнить наказ отца, но тут выяснилось, что у иудеев есть деньги, но нет ни нужных материалов, ни хороших строителей. И тут ему помог фактор господства… Давид, захватив значительные территории Заиорданья, Сирии, Южной Палестины и сокрушив филистимлян, фактически создал крупную державу и стал контролировать важнейшие торговые пути региона. Тирский царь Хирам, конечно, никак не мог не считаться с этим обстоятельством… И когда Соломон обратился к нему с просьбой помочь в строительстве храма Яхве в Иерусалиме, тот дал ему кедровое и кипарисовое дерево, предоставил право рубить лес в горах Ливана. Он же прислал в Израиль лучших мастеров, во главе с художником-умельцем Хирамом (тезкой царя), мастером по литью и обработке золота, серебра и бронзы. На тирского ремесленника Соломон возложил задачу создания металлических деталей храма: «Его отец был мастером по меди: и он был полон мудрости, и понимания, и ловкости для создания всех своих медных произведений». Он и создал для царя евреев сосуды для омовения, кастрюли, лопатки, две бронзовые колонны с капителями «в форме лилии». Все это было установлено в портике храма. В качестве ответного шага Соломон ежегодно поставлял в Тир 20 тысяч мер пшеницы и 20 оливкового масла (бартер). Вдобавок ко всему он решил передать Хираму и 20 городов Галилеи, от чего тот, правда, отказался.

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Возведение нового храма в Иерусалиме

Для создания священного храма богу Яхве, как и при создании пирамид, использовался труд рабов, порабощенных Израилем ханаанеян (около 150 тыс. мужчин; 80 тыс. работали каменотесами в горах, 70 тыс. перетаскивали камни в Иерусалим). В Израиле и Иудее было 1 млн 200 тыс. населения, из них 150–200 тыс. работали на принудительных работах. Население Ханаана ненавидело всем сердцем это занятие. Уж не потому ли в «Заветах Соломона» и звучит мотив, что это демон Асмодей помог царю Соломону перестроить Иерусалимский храм?!

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Соломон строит храм Яхве

Завладев волшебным перстнем Соломона, Асмодей превратился в крылатого исполина, забросил царя в далекие земли и, с помощью чар приняв его облик, стал царствовать. Соломон же вынужден был (в наказание за свою гордость и любовь к роскоши) нищенствовать в земле язычников целых три года. Он испытал немало насмешек, когда называл себя царем Иерусалима. Испытание продолжалось до тех пор, пока раввины не опросили жен Соломона, которым Асмодей являлся в облике царя. Те заявили, что хозяин является к ним в спальню почему-то всегда обутый (а всем известно было, что у дьявола ноги, что у петуха), сожительствует с ними в неурочное время и даже готов был посягнуть на собственную мать, Вирсавию. Раввины разыскали Соломона, просящего милостыню, и отдали ему похищенные тайно у Асмодея его перстень и цепь. Царя привели в палату, где демон сидел на троне. Асмодей, увидев его, понял, что разоблачен, и улетел, а Соломона еще долгое время не покидал страх. С тех пор он жил, постоянно окруженный сильными тело-хранителями (с мечами на боку).

Храм Соломона. Реконструкция

Вернемся к теме создания Соломоном храма. Храм, возвышавшийся на холме Офел, был по стандартам великих строений древности невелик (31ґ10,5 м). Внутри был жертвенник и Ковчег завета. Дворец Соломона представлял собой трехэтажное здание высотой более 15 м, длиною в 52 м и шириною 26 метров. Построен дворец из драгоценного ливанского кедра и украшен дорогими каменьями. Царский трон сделан из позолоченной слоновой кости, а все сосуды во дворце были из золота. «Вообще постройка дворца была чрезвычайно важным делом, ибо если царь дворца не имел, то подлинность его власти могла ставиться под сомнение. Вот почему Давид стал строить дворец практически сразу после завоевания Иерусалима. Строя новый, явно более роскошный, чем у отца, дворец и восседая в нем на троне, подобном трону божества, Соломон утверждал свое величие, свой авторитет, свое положение, более высокое, чем остальных смертных людей. Соломон, еврейский царь, становился в один ряд с другими монархами древнего Востока». Но этим дело не ограничилось. Строительство шло по всей стране, не только в Иерусалиме. Он построил ряд городов на месте ранее существовавших, но к тому времени уже полностью разрушенных городов (в частности, Хазор и Мегиддо). Одни города создавались как центры управления округами, другие – для поддержания внутреннего спокойствия, размещения гарнизонов, для охраны границ, торговых путей, третьи – для проживания и экономической деятельности. Возводили дворцы, крепости, дороги. Он продолжал укреплять армию, создав отряды колесничих. Эти отборные войска стоили довольно дорого и содержались на личные средства царя. Царские колесничие и всадники играли роль «гвардии царя Соломона».

Себастьяно Конка. Царь Соломон поклоняется идолу

Вообще такое строительство требовало немалых расходов. Поэтому Соломону пришлось проявить завидную политическую и деловую сметку. Если Давид вел постоянные войны, то Соломон был известен мирным правлением (за 40 лет – ни одной большой войны). К числу его заслуг можно отнести украшение столицы Иерусалима. Добился он ощутимых успехов и на дипломатической ниве. Сюда можно отнести его брак с дочерью фараона и дружбу с царем Хирамом. Соломон создал в Израиле внушительный золотой и серебряный запас. В Третьей книге Царств сказано: «И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями…» Хотя легенды о его сказочном богатстве преувеличены. Богатство получено от экспедиции в Офир, оттуда привезли 420 талантов золота. Хираму он продал часть своей территории. Злато и серебро приносила торговля, но она носила все же скорее пассивный характер. Еврейские купцы были простыми агентами по закупке товаров. Царю Хираму они поставляли пшеницу и масло, торговали конями и колесницами, покупая коней в Киликии и продавая их в Египет. Оттуда же везли колесницы, доставляя их на богатые рынки Месопотамии. В долине Езреель ученые обнаружили развалины города Мегиддо, через который шли торговые пути из Азии в Египет. Тут же обнаружили остатки конюшен на 450 лошадей. С помощью финикийцев Соломон создал торговый флот в порту Ецион и съездил в страну Офир. Приторговывал царь и оружием, фактически став поставщиком вооружения для значительной части Ближнего Востока. Он построил ряд медеплавильных заводов. Все это дало Соломону ежегодный доход (от торговых прибылей, налогов и дани вассалов), равный примерно 666 талантам (около 22 825 кг золота). Торговля велась и с югом Аравии. Люди Соломона контролируют торговлю мирром, ладаном, специями. Визит же царицы Савской, видимо, был деловым. По Израилю шла знаменитая Дорога благовоний, через которую обитатели ее царства доставляли товары в Египет, Финикию и Сирию. Во время встреч Соломона и царицы Савской между ними, возможно, возникли даже близкие, интимные отношения. В пользу такой интерпретации говорят предания, считающие двоих из древа Соломона и царицы родоначальниками трехтысячелетней династии императоров.

Н. Ге. Суд Соломона

Отмечают его «мудрость и весьма великий разум, и ум, обильный, как песок на морском берегу» (Книга притчей Соломоновых, Екклезиаст, Песнь песней).

Лучше бедный, ходящий в своей

непорочности,

Нежели (богатый) со лживыми устами, и

Притом глупый.

Нехорошо душе без знания,

И торопливый ногами оступится.

Глупость человека извращает путь его,

А сердце его негодует на Господа.

И все же даже смысл имени царя, Соломон (Шеломо – «мир», «благополучие»), во многом оказывался фикцией. Мир был, но народ Израиля нес тяжкие натуральные и трудовые повинности. Грабеж со стороны власти становился все более явным. При нем, по словам И. Шифмана, исчезли слабые ростки былой еврейской демократии, свободы. Не выдержал царь личного испытания властью. Соломон и его окружение погрязли в роскоши. Стал строить дворцы. Помимо дворца в Иерусалиме им выстроена неподалеку от Баальбека летняя резиденция, где вся утварь была из золота. Заказал он себе и трон из слоновой кости, покрытый золотом.

Г. Доре. Суд царя Соломона

К трону вели шесть ступеней, охраняемых 12 львами. Историк отмечает: «Из всего этого видно, что роскошь эта проистекала не из культурного состояния всего народа, но скорее была потребностью двора и царя, отчего между правительством и истинным народным духом должно было обнаруживаться все большее и большее несоответствие». Соломон исковеркал мораль евреев, сделав из них сластолюбцев, каких свет еще не видывал. Если сведения о 700 женах и 300 наложницах были явным преувеличением и легендой, то вот игнорировать сообщение иудейского историка Флавия не следует. Тот писал: «Иметь сразу нескольких жен – наш древний обычай». Но ведь стольких жен (или наложниц) надо еще обуть, одеть, накормить и одарить. А так как одной любовью, известное дело, дам не накормишь, бесчисленные жены готовы были вытрясти из него богатства не одного царства, и все им было мало.

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Соломон и царица Савская

«Фантазия позднейших евреев, – пишет А. Веселовский в труде «Мерлин и Соломон», – любит окружать личность Соломона ореолом самых волшебных красок. Он – могучий, мудрый властитель; ему служат птицы и звери; его власть простирается не только на земные существа, но и на мир духов. Когда он в хорошем расположении духа, он созывает диких зверей и птиц небесных, шедимов (духов) и ночные привидения и велит им плясать перед собой в ознаменование своей власти над ними». В действительности же, Соломону самому чаще приходилось «плясать» перед своими многочисленными любовницами и наложницами. Ничего не попишешь, и цари должны расплачиваться за необузданные половые инстинкты.

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Раздел земли обетованной

Пришлось ему, царю евреев, «продавать родину». З. Косидовский пишет: «Нам известно, какие колоссальные прибыли приносили Соломону торговля и производство меди. И все же его нельзя назвать рачительным и дальновидным хозяином. Его расточительность и тяга к восточной роскоши привели к тому, что он не смог вернуть Хираму сто двадцать талантов и вынужден был в счет уплаты долга передать тирскому царю (свои) двадцать галилейских городов. Это был шаг банкрота, попавшего в финансовый тупик». Осмотрев города, умный царь Хирам заявил Соломону, что в них не нуждается. Как истинный еврей, Соломон надумал всучить «верному другу и союзнику» товарец с гнильцой. Местность эта получила название «Хавалон» (древнеевр. – «неприятное»). Уж не с тех ли самых пор среди еврейских вождей (там, где народ был настолько глуп, что допустил их во власть) завелась дурная традиция: они готовы рассчитываться за свои собственные грехи территориями и землею тех стран, что, строго говоря, им никогда не принадлежали, да и не принадлежат! Как только еврей становится министром иностранных дел или премьером, жди беды. Это особенно видно в нынешней России, где все территориальные уступки они и оформляют…

Иерусалим и храм Соломона. Средневековый рисунок

Когда Соломон, не выдержав груза времени и капризов всех его бесчисленных жен, почил в бозе, его наследником стал сын Ровоам (926–910 гг. до н. э.). И тот встал перед выбором. Дело в том, что политика реформатора Соломона в конечном счете довела весь народ до изнеможения. И тогда к нему обратилось собрание Израиля (евреи, представители племен Севера), требуя от него уменьшить трудовые повинности и подати народа. В этом случае соплеменники обещали хранить верность роду Давида. Замечу, что Израиль имел вчетверо большее население и более плодородные земли. Как повел себя новый еврейский царь? Внимая им, Ровоам ответил: «…если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». Он отверг справедливые требования сородичей (облегчить им налоги). Вдобавок еще «ввел продразверстку», послав на Север отряды своих карателей, во главе с ненавистным «иудеем-комиссаром» Адонирамом. Это имя (еще при Соломоне) внушало северянам леденящий душу ужас. Но реформатору, как и его отпрыскам в России, было наплевать на чувства к нему его собратьев по крови и вере.

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Раздел на Иудею и Израиль

Вот во что вылилось «славное Соломоново царство» – в насилие, преступления, в засилье бюрократии, в самодурство и анархию ничтожных сынов и внуков иудейских… Немецкий историк Г. Вебер, относящийся с известным пиететом к библейской истории евреев, тем не менее весьма критично заметил: «У позднейших поколений сказания о сверхъестественной мудрости, богатстве и великолепии царя иудейского… приняли баснословные размеры: «Сулейман» представлялся им могучим кудесником, владыкой демонов и духов, повелителем сокровенных сил природы, и в этом виде, среди постоянно изменяющихся отношений, народностей и вер, живет он до сих пор в сказочном и баснословном мире Востока и проникает через всю поэзию. Однако же блистательное царствование Соломона имело и свои темные стороны… Из патриархального быта как раз возникла деспотическая монархия, окруженная восточной роскошью, восточным сладострастием и обременявшая народ гнетом тяжких податей и повинностей; место родственных, почитаемых старшин и начальников племен, которые приговорами решали дела в прежнее время, заступила теперь власть царских сановников, произвольно толковавших закон и облагавших податью свободную прежде собственность народа. Поэтому еще в правление Соломона воинственный Иеровоам покусился на мятеж… Но когда сын Соломона, Ровоам, пошел по следам отца и, вняв совету воспитанных с ним отроков, грозно отверг желания народа, чтобы царю отказаться от всяких произвольных мер и облегчить тяжкий ярем, наложенный Соломоном, тогда десять колен отложились от его власти и выбрали себе царем Иеровоама из колена Ефремова (980 г. до н. э.)». Так вот произошел первый раскол между иудеями.

Л. Синьорелли. Моисей передает посох власти Иисусу Навину

Раздел земли обетованной у евреев никогда не происходил миролюбиво (как изображено на картинке). После непродолжительного периода политического единства еврейская нация распалась на две части (на царства Израиля и Иудеи)… 10 племен севера откололись от 2 племен юга. Шли и непрекращающиеся столкновения между двумя частями страны. Среди причин, подтолкнувших евреев к расколу, помимо споров за земли и власть над народами, были и религиозные причины. Каждая из двух сторон – Иудея и Израиль – страстно хотела привлечь верующих к своим богам. У Иудеи в Иерусалиме были Храм и Ковчег завета. Израиль старался противопоставить этим святыням его собственные. Царь Израиля Ахав, будучи идолопоклонником, воздвиг в Самарии храмы тирскому божеству Ваалу и богине Астарте (первый храм обслуживали 450, второй храм – 400 жрецов). Ветхозаветный раскол стал прообразом будущих духовно-политических и культурных расколов, которые время от время сотрясают рассеянных по земле евреев. Полагаю, тогда и была создана политико-генетическая матрица, раковый ген, включающий механизм раскола коренных народов в любой завоеванной ими «земле Ханаанской» (З. Фрейд). Впрочем, сам царь Ахав (874–852 гг. до н. э.) как раз проявлял себя как мудрый политик, поддерживавший и укреплявший дружественные отношения с Иудеей и городами Финикии. Союз преследовал прежде всего экономические цели, так как давал возможность Тиру вывозить свои товары в Аравию и Египет через их земли. Но и евреи взимали пошлину с многих караванов, что было для них очень выгодно.

Рафаэль. Изображение падающих стен Иерихона

Археологические раскопки обнаружили построенные при Ахаве мощные укрепления в районах Иерихона, Хацора, Шхема, Меггидо и Самарии. Строил он и прекрасные дворцы, украшенные инкрустациями из слоновой кости. Наличие у Ахава колесниц говорит о том, что он принимал активное участие в обеспечении торговых отношений между Египтом и Малой Азией. Видимо, то был период экономического расцвета, особо обогативший знать и крупных купцов, хотя козни, хитросплетния ближневосточной политики не давали и года прожить спокойно. Поэтому немудрено, что Ахаву пришлось отражать воинство царя Дамаска Бен-Хадада, а затем, уже в союзе с Дамаском, сражаться против царя Ассирии Салмансара III.

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Падение Иерихона

Взгляните, сколь эгоистично и конфликтно поведение еврейских героев. Каин убивает Авеля. Моисей, стоя одной ногой в гробу, делает ряд весьма важных распоряжений и наказов (перед лицом народного собрания, вблизи Иордана). Он говорит ему: «Во время походов старайтесь поступать по возможности гуманно…» И тут же почему-то требует уничтожить население страны Ханаанской. Евреи славят добродетель и величие Моисея. Моисей умер. Власть у военачальника Иисуса Навина. Бедные хананеи (ханаанцы), видно, вовсе и не думали воевать с иудеями, надеясь отсидеться за стенами Иерихона, неподалеку от впадения реки Иордан в Мертвое море. Но евреи напали на Иерихон – и не оставили от него камня на камне. Все это напоминает мне поведение иных политических глупцов, что прислушиваются к умиротворяющему пению американонатов-ских «сирен», которые 20 лет обещают нам вечный мир, с каждым годом подводя базы и ракеты все ближе к России! Когда «протрубят трубы», поздно будет защищать стены Москвы и Петербурга, и те падут. Неужто священные камни великих российских столиц будут разрушены глупостью?!

Руины Иерихона в долине Иордана

Когда в 1907 и 1908 гг. группа немецких и австрийских исследователей во главе с Э. Зеллином и К. Ватцингенром приступила к раскопке холма севернее Иерихона, они вскоре наткнулись на две кирпичные крепостные стены. Причем наружная стена имела толщину 2 метра и высоту 8—10 метров, а толщина внутренней стены достигала 3,5 метра. Стены были возведены, как определили археологи, в промежуток между 1400 и 1200 гг. до н. э. При раскопках обнаружили горы строительного мусора. Более обстоятельные раскопки Иерихона К. Кенион и Н. Глюком (США) признаны одновременно «ошеломляющими и разочаровывающими» (в 50-х годах XX в.). Пробившись сквозь 40 культурных слоев, те обнаружили сооружения неолитического периода с постройками, относящимися ко времени, когда на Земле жили, казалось бы, одни лишь дикие и первобытные племена, добывавшие пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Однако ни в XV, ни тем более в XIII в. до н. э. Иерихона как значительного поселения и крепости не существовало. Он был полностью разрушен египтянами в 1580 г. до н. э., когда египтяне преследовали бегущих из Египта гиксосов. С конца XIV в. до н. э. холм, на котором раньше стоял город, похоже, был уже необитаем.

Г. Доре. Разрушение Иерихона (Нав. 6: 9—19)

Что это значило? Может, ни труб иерихон-ских, ни падающих стен, ни исхода евреев из Египта не было, как не было и самой земли обетованной? Археологические исследования в Египте никак не могли обнаружить «ни малейших следов пребывания там израильтян в рабстве, да еще на протяжении целых 430 лет. Никак невозможно объяснить отсутствие следов в материальных остатках или в эпиграфике и семитских погребений при раскопках в соответствующем районе!» Так думали раньше… Но шло время, продолжались раскопки археологов, которые вскрывали слой за слоем. Путем зондирования установили: возраст стен Иерихона составляет примерно 10 тысяч лет. Еще древнее возраст его святилища – примерно 11,5 тысячи лет. Иные считают его первым поселением городского типа, открытом в Старом Свете. Найдены древние постоянные постройки, захоронения, святилища, стены, сложенные из земли или необожженных кирпичей. Мощные каменные стены высотой 10 метров окружали пространство в 2,5 гектара, где в круглых домах жило 2 тысячи человек. В жилых постройках и гробницах Иерихона были найдены фигурки животных и лепные изображения фаллоса. Очевидно, культ мужского начала был распространен и в Палестине. Обнаружили сделанные из глины лепные фигурки людей, не встречавшиеся до этого нигде. Возможно, это изменит представления о начале истории человечества. Таковы некоторые предварительные оценки тех мест наукой. Правда, пока нет точных сведений о библейских персонажах (вплоть до Давида и Соломона). Поиски их следов в истории ничего не дали. Может, «мы никогда не будем в состоянии доказать, что Авраам реально существовал, что он делал то или это, говорил так или этак» (Г. Райт). В подобных фантазиях и нестыковках нет ничего странного. Понятно и желание евреев сделать их историю древнее, чем она есть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: