Пророки бедняков – первые революционеры

Мрак наступил к 1125 г. до н. э. Единого Израиля уже нет. Летописец описал это смутное время так: «В те дни не было у них царя в Израиле: и каждый делал то, что ему казалось справедливым». Каждый заботился только о себе. С царем плохо, но и без царя, оказалось, худо. Хотя легендарная Девора (мать Израиля) призывала колена объединиться для отпора врагам, все напрасно. Страну охватили хаос и анархия. Всюду рыскали банды разбойников. Ремесла и торговля пришли в упадок. Не стало там «ни копья, ни щита». Власть погрязла в распрях, местничестве, алчности, эгоизме, стремясь к наживе и спекуляциям. Должно было явиться спасительное движение, подобное движению пророков, что вернуло бы народу надежду и перспективу.

Г. Доре. Пророк Илия умерщвляет пророков Ваала

Даже в самую мрачную и ненастную ночь людям свойственно не терять присутствия духа, верить в лучшее будущее. Пророки бедняков старались укрепить веру и надежду. Это были бродячие ораторы, каковыми в Греции станут бродячие философы, в Европе Средневековья бродячие музыканты, а в некоторых странах Востока дервиши и поэты. Еврейские пророки (греч. – prophetes, от «pro» – пред, «phemi» – сказать, «prophetes» – предсказатель) не только предсказали приход Мессии, но они же еще соединяли в себе функции оратора, философа, поэта, музыканта: агитировали, пели и даже философствовали под аккомпанемент музыки. Говоря о пророке, евреи именуют его «nabi». Этот корень – naba a – встречается в ассиро-вавилонском и арабском языках, означая просто – «говорить», «называть» или «сказать» (похоже на имя вавилонского царя Набопалассара). Вспомним, что вавилонский бог Nabu был богом мудрости, знания, слова, речи. Видимо, гораздо ближе к еврейскому пониманию значения слова «пророк» арабский корень «naba a» или «anba a», что означало «возвещать» или «извещать». Пророк – это тот, кто говорит по высшему поручению, то есть фактически по поручению Бога. «Все люди, называющиеся пророками, проникнуты сознанием, что они действуют не по собственному побуждению, говорят не измышления своего собственного ума, а являются орудиями Всевышнего, который действует через них и говорит их устами; они чувствуют себя «устами бога», как выразился в одном в высшей степени характерном месте Иеремия». Спиноза писал: «Исайя, Иеремия, Иезекииль получают специальные приказания проповедовать израильтянам». Пророки вовсе не являются исключительно еврейским явлением. Похожие личности встречаются и у других народов. Таковы, скажем, финикий-ские пророки Ваала. Очень походят на них и нищенствующие монахи-дервиши. В народе их называли еще бесноватыми или неистовыми (а на Руси – юродивыми).

А. Робертсон заметил: «В этих пророчествах предвещалась божественно предопределенная мировая революция, которая должна была свершиться в недалеком будущем. Хищнические империи, последовательно эксплуатировавшие Азию, уподоблены диким зверям; последний из них, греческая империя, зверь «страшный и ужасный и весьма сильный; у него – большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей». Этот зверь будет уничтожен, и земное царство будет отдано тому, кто «как бы сын человеческий». Теоретически это значило, что звериный порядок тех империй должен быть заменен более гуманным мировым порядком.

Г. Доре. Пророк Амос

Одной из задач пророков стала миссия защитников народа, обличителей царей, вельмож, чиновников, священников, их неправедной, позорной жизни. Иные из них были неплохими поэтами. Ведь едва ли не вся пророческая литература писана ритмическим стихом. Речи пророков порой трудно понять. Исайя сравнил пророчества с книгой за семью печатями. Для понимания пророчеств мало ума. Надо еще уметь думать сердцем! Первым пророком, использовавшим письменность, был Амос (VIII в. до н. э.). Сей крестьянский поэт дерзко выступал против правителей Сирии и Палестины. Он осуждал тех, кто превратил жизнь простого человека в ад: ростовщиков, продающих «правого за серебро и бедного за пару сандалий», вельмож, проводящих время в пьянках с наложницами, обманщиков-купцов, стремящихся надуть людей, «уменьшить меру, увеличив цену сикля», снобов-священников с их жертвоприношениями и пышным богослужением. Правителей Израиля он осуждал за жестокость в отношении соседей. Амос – первый пророк – «интернационалист». Он говорил соотечественникам, что они посреди божественного мироздания имеют ничуть не большее значение, чем другие, и что их «грешное царство» будет стерто с лица земли. Амос был истинно народным пророком. «Эти пророки, – отмечает Н. М. Никольский, – призывали к действию – призывали разрушать башни господских замков, истребить всех, носящих окровавленные плащи и боевые сапоги, уничтожить даже Иерусалим; Яхве придет к крестьянам на помощь и превратит очищенную от угнетателей, скупую и неблагодарную землю в цветущие нивы и жирные пастбища, на которых будут весело и безбедно жить крестьяне. Крестьяне иной раз, действительно, восставали; но никакой Яхве не приходил к ним на помощь, и их революционные попытки самым жестоким образом подавлялись…».

Если одни пророки вышли из народа (так, Амос был пастухом с юга Самарии), то другие принадлежали к жреческому сословию, даже состояли на царской службе. А ведь давно известно: кто платит, тот заказывает музыку. Но и среди них, избранных, были люди чести! Четверть века спустя после Амоса (738–735 гг. до н. э.) явился Осия. Его время – эпоха полной анархии и разложения. Осия происходил из мелкопоместного дворянства, Исайя же принадлежал к иерусалимскому жреческому роду. Хотя они и были «господскими пророками», их пророчества содержат немало критики в адрес правящих слоев. Высказывания этих пророков отражают критические настроения VIII–II вв. до н. э. «Награбленное у бедного – в ваших домах, что вы тесните народ мой и угнетаете бедных? – говорит Господь, Господь Саваоф». За такие деяния надлежит карать. И расплата правителям будет страшной. В том же духе выдержаны обличения Михея.

Обращаясь к правителям государства, он говорит: «А вы… сдираете с них кожу их и плоть с костей их». Обращаясь к знати, пророк предрекает: «Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин». Но беды не перестают обрушиваться на страну. Осия просит Яхве дать Ефрему нерождающую утробу и сухие сосцы, чтобы не рождать новых жертв для нужды и нищеты. Пророк приходит к выводу, что государственная и политическая жизнь есть зло. Глядя на царей, князей, политику, он видит всю их мерзость и ничтожность. Когда его за проповеди назовут «безумцем», он воскликнет: «Да, я безумец, – по причине множества беззаконий ваших, и великой злобы вашей». Осия – «последний благороднейший цветок» Израиля… Могила его находится на вершине горы Осии, что к северу от Эс-Сальта. Надо сказать, что некоторые пророки попытались не только словом, но и делом помочь народу своему. По крайней мере в отношении того же Осии другой пророк, Иеремия, говорит: «Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было». Но это скорее исключение.

Важное место занимают такие пророки как Исайя и Иеремия. У Исайи мы находим ясное представление о всемирной истории: все, что происходит на земле, определяется единой волей, фигурой, возвышающейся над миром – волей Яхве, бога, стоящего над миром. Но божественное управление миром – дело непростое. Суть его идеи очевидна: цари Иудеи должны более прислушиваться к мнениям ученых, мудрых пророков и священников.

Этот народ приближается ко

Мне устами

И языком своим чтит Меня,

Сердце же его далеко от Меня…

(Ис. 29: 13)

Честно говоря, пророк Исайя выглядит каким-то отрешенным, не от мира сего… Если цари Иудеи пытались освободиться от гнета Ассирии с помощью битв и военных союзов с теми, кто готов был бороться с захватчиками, то Исайя уповал лишь на милость Яхве. Есть немало легенд, где говорится о вмешательстве богов, что якобы спасли Египет, Палестину и Иерусалим. Однако в реальности все гимны Исайи о пришествии мира (шалома) и его пустые разглагольствования о том, что вскоре «волк будет жить рядом с ягненком, барс ляжет рядом с козленком», «и корова будет с медведицей, и вместе лягут их детеныши», «и младенец будет играть у гнезда гадюки, и в нору аспида дитя вложит руку» – нелепые бредни, только раздражавшие всех мало-мальски реалистичных людей, знавших суровую логику жизни. Да и сама жизнь показала, сколь далеки его идеалы от той жестокой реальности, в которой ему самому приходилось пребывать. Как известно, Исайя жил при царе Менашше (696–641 г. до н. э.), идолопоклоннике, что часто прибегал к гаданиям и ворожьбе, взывал к духам предков и ведунов, ставил истуканы и жертвенники Ваалу (Баалу). Массы при нем впали в идолопоклонство, но главное, как сказано в Мидраше, он пролил «весьма много невинной крови…» (2 Цар. 21:16, 24:4). В итоге и несчастного Исайю он умертвил, распилив на две части.

Микеланджело. Фигура Исайи

В политическом плане в лице Исайи народ обрел партийную фигуру, представлявшую проправительственную фракцию, идеолога примирения. Конечно, идейная платформа Исайи отвечала интересам прежде всего властвующей элиты. Царям Иудеи приходилось маневрировать, ведя политический торг, давать крупные взятки правителям безжалостно-алчной Ассирии, чтобы сохранить царство. Когда Менашше восстал против Ассирии и был отправлен в цепях в Вавилон, то, будучи в тюрьме, он раскаялся (Записи Хозайи), отверг чужеземные культы, был возвращен на царство и очистил Иерусалимский храм. Может, поэтому Исайю и воспевали идеологи Синедриона? К. Корниль пишет: «В лице Исайи пророк делается силой, которая решающим образом влияет на судьбу своего народа и твердой рукой сознательно ведет его к счастью и спасению… С Исайей сошел в могилу величайший классик Израиля: ни в чьих устах язык Ханаана не звучал с таким сияющим блеском, с такой победоносной красотой, как в устах Исайи. Его язык отличается вескостью и силою речи, величием и возвышенностью выражений, неисчерпаемым богатством метких и увлекательных образов, которые сразу же овладевают читателем». Время делает из одних и тех же людей пророков, героев или негодяев.

Фигура семита в изображении древнеегипетского художника

Надо всегда четко соотносить личности и идеи со временем, в котором те жили и действовали. Иеремия и его младший современник Иезекииль жили в эпоху, когда халдейская держава, наследница ассирийской, уничтожила Иудейское царство (587 г. до н. э.). Навуходоносором был взят, разграблен и сожжен Иерусалим. Евреев угнали в Вавилонию, часть их эмигрировала в Египет. Реформация провалилась. Как могли они реагировать в этих условиях на будущее еврейское царство?!

В числе уведенных в плен в 597 г. до н. э. был иерусалимский священник и пророк Иезекииль. Когда он оказался на поселении «в земле халдейской» (близ Ниппура), в видениях ему часто снилась родина. Возможно, он слышал речи пророка Иеремии, так как был младшим его современником. Он запомнил его слова, что «исчезнет закон у священника» и люди станут «просить видения у пророков». Таким образом, он пришел к мысли, что отныне именно эти люди, пророки, поставлены «блюстителем над домом Израилевым». Иезекииль выступил подобным блюстителем, духовником-спасителем еврейского народа. В тяжелую годину катастроф и глубоких разочарований особенно остро необходимы подобные люди, ибо они поддерживают угасающую веру, вселяют в разочарованных людей хотя бы каплю надежды, а заодно и уверенность в том, что «за ночью наступает утро». Когда он слышит ропот среди несчастных пленников по поводу того, что вот, мол, «отцы ели кислый виноград, а у детей оскомина», он старается показать евреям, что между судьбами отцов и детей существует прямая связь. Надо ведь платить за грехи отцов (Исх. 20: 5): «Я… бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода». Вообще, пророк Иезекииль удивительно откровенен, я бы даже сказал, не в меру суров и жесток к своему собственному народу. И это верно: грех плодить в мозгу у темной массы людей какого-то рода иллюзии (религиозного, социального или же экономического свойства). Лучше сказать ему правду-матку в лицо – что он, народ, из себя представляет. Вот Иезекииль и говорит: в еврейском народе он с самого начала видит преступника… Б. А. Тураев пишет: «Еще в Египте он идолопоклонствует; завет, заключенный с богом в пустыне, нарушен: Иерусалим, ублюдок аморея и хеттеянки (16: 3), и Самария – это блудницы Огола и Оголита, поведение которых рисуется с отталкивающим реализмом». В этом отношении Иезекииль идет дальше всех пророков, не признавая в прошлом ни одной светлой черты и клеймя всю историю Израиля тем приговором, который другие народы изрекли только относительно отступничества после Езекии. Это и понятно в устах современника грозных событий и гибели государства. Вместе с тем индивидуальная этика Иезекииля, объясняя настоящее, давала ответ и на вопросы о будущем. Позади – сплошное преступление, в настоящем – гибель: что же дальше? «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений своих, и нечестие не будет вам преткновением. Отвергните от себя все преступления свои, чрез которые вы отпали, сделайте себе сердце новое, и дух новый, и зачем вам умирать, дом Израилев?» (18: 30–31).

Г. Доре. Навуходоносор убивает сыновей Седекии

Итак, покаяние и обращение могло бы спасти, несмотря на грехи отцов…И вот Иезекииль, как духовник, набрасывает краткий катехизис (18: 5–9; 22: 7—12) нравственных требований: отказ от идолопоклонства, упорядочение супружеской жизни, отказ от ростовщичества и лихоимства, дела милосердные. «Пастыри» народа не радели о нем и не воспитывали его в духе постановлений, посему Иегова сам будет пастырем. Он спасет благочестивый остаток (6: 8: 14: 22), будет для него святилищем в землях изгнания, вместо разрушенного храма (11: 16) соберет их из расселения (34: 13), возвратит в землю обетованную, восстановит как нацию под властью потомка Давида (34: 23); завет будет восстановлен, и вся природа будет благословенна. Все окрестные народы: моав, аммон, филистимляне, финикияне, египтяне, идумеи будут уничтожены за вражду к избранному народу В этом отношении Иезекииль начинает собой ряд непримиримых иудеев, отрицавших всякую возможность призвания язычников и примирения с ними. Он совершенно порвал со своими предшественниками. Бывший священник и свидетель погрома сказался в суровом проповеднике, снова вернувшемся к представлениям о «дне господнем», как дне торжества Израиля. Иегова казнит народы и возрождает Израиль для славы своей, для того, чтобы все уразумели, «что он есть Иегова». Он же совершает невозможное для человека-реформатора дело: воскрешает целый народ, превратившийся в поле, «полное костей человеческих» (гл. 37), повелевает служителю-пророку изречь на них пророческое слово. Но и этого мало: «В последние годы» (38: 8) уже на взращенный и помилованный Израиль бог наведет полчища новых врагов, которых Иезекииль, при отсутствии тогда ассириян и халдеев, приурочил к северу и сопоставил с известными арийскими, а частью хеттскими племенами, под начальством «Гога». Они все найдут себе позорную гибель «на горах Израилевых» (39: 4) – «и увидят народы суд мой… и будет знать дом Израилев, что я бог их» (39: 21–22). Это было новым представлением о язычниках, нападающих в последние времена на мессианское царство; оно находится в связи с представлением об антихристе и последнем суде. Тем самым Иезекииль хотя и породил надежды, но одновременно заложил в умы и сердца евреев корни еще больших разочарований и проблем, призвав их к священной войне и противоборству с Севером. В русле этой общей линии, видимо, лежит и фантастическая история гибели египтян в Чермном море.

Г. Доре. Гибель египтян в Чермном море (Исх. 14: 21—31)

Правда, как вы знаете, значительная часть евреев (по указу Кира) получила возможность вернуться к себе на родину. Всего через пятьдесят лет после разрушения Иерусалима сюда в 538 году, учитывая, что Навуходоносор оставил Иудею незаселенной, вернулись около 50 000 человек (42 360 свободных евреев и 7000 рабов). Кстати, само возвращение имело еще и иные причины, помимо вполне понятного стремления вернуться в отчие, родные места… Иосиф Флавий говорит о постоянной вражде, царившей между иудеями и вавилонянами, в итоге которой часто дело доходило до прямых столкновений. В Вавилонии были иудейские города Нерда и Нисибис, но там же жили персы и парфяне, туда в больших количествах проникали и арабы. Между этими этносами с разными традициями возникало отчуждение.

Пророчество Иезекииля исполнилось. Евреи вернулись в свою страну, причем без царей и аристократов, что остались в Вавилонии. Казалось, теперь должен наступить обещанный рай. Однако вскоре репатрианты испытали горькое разочарование. Шло время, но их мессианские чаяния не оправдывались. «Вместо триумфального шествия всего народа в землю, точащую мед и молоко, в среду народов, жаждавших Израиля, как светоча истинного богопознания, жалкие караваны прибыли в одичавшую обезлюдевшую Палестину, где они застали осевших исконных врагов – моавитян, аммонитян, идумеев и своих братьев, северных израильтян, смешавшихся с ассирийскими колонистами и, в виде так называемых самарян, осквернивших культ Иеговы языческими обрядами и служением наряду с ним другим богам». Иудеям пришлось думать о выживании и безопасности. Вдобавок ко всем бедам на их головы обрушились такие бедствия как неурожаи и голод, опустошавшие Палестину.

Вставшее во главе страны духовенство не было подготовлено к созидательному труду. Оно ничего не умело делать (кроме вещания религиозных проповедей, давно уж набивших оскомину, и получения мзды). Но ведь одной проповедью сыт не будешь. Вдобавок за годы рассеяния в упадок пришло и земледелие. Труженики не получали нужных стимулов для своего труда. Аристократия исчезла (была уведена в плен), а с ее исчезновением, конечно же, упало и потребление. Духовенство заняло в отношении внешней и внутренней торговли «резко и определенно враждебную позицию». А. Тюменев пишет: «Не покровительство, но стеснение торговли, не привлечение, но возможно полное удаление всех иностранцев из пределов страны ставило оно прежде всего целью и считало своей заслугой. В результате даже те немногие зачатки и зародыши внешней торговли, которые намечались в эпоху царств и которые должны были исчезнуть в последующую эпоху вавилонского пленения, не могли уже более возродиться одинаково и в персидскую эпоху. Внешняя торговля должна была, таким образом, сильно сократиться, если только не прекратиться почти совершенно». Все это вместе взятое повергло евреев в глубокое отчаяние, ибо те вместо земли обетованной увидели то, что в действительности представлял собой Израиль – землю разоренную и совершенно непригодную для подлинно обеспеченной и сытой жизни. Это подтверждается многочисленными свидетельствами… Пророк Агей, современник эпохи возвращения из вавилонского плена, так описывал бедствия, с которыми пришлось евреям столкнуться в Израиле: «Вы сеете много, а собираете мало, едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для пустого кошелька. Небо заключилось (скорее словно обозлилось на евреев. – Авт.) и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И я призвал засуху на землю, на гору, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд». Одним словом, евреи получили совсем не ту родину, на которую они рассчитывали, находясь в изгнании и рисуя в своих голубых снах «обетованную землю».

Г. Доре. Голод в Самарии

Разве нечто схожее не произошло с евреями-репатриантами из СССР, России? Вспомним, сколько усилий прилагалось и прилагается новыми «пророками» Израиля в ходе новейшей истории, чтобы только сманить в «землю обетованную» миллионы евреев из России и из других стран. Многие тогда откликнулись на призыв своих сионистских вождей. И каков итог? Оставив великую державу, где они хотя и не были богачами, но жили интересной и богатой жизнью, беглецы из России, надеявшиеся обрести благополучную и мирную жизнь на земле предков, сегодня не знают ни минуты покоя и тишины. Лишь раскаленный песок, безжалостное солнце и постоянная угроза быть взорванными вместе с другими семьями евреев…

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Месть и смерть Самсона

Может, отсюда и торчит в евреях, словно застарелая заноза, какая-то дикая ненависть к государству. Вон и Иеремия уподобил Иудейское царство «испорченному горшку». Его было нужно сломать, чтобы сделать нечто более достойное, крепкое. Пророкам так и не удалось на протяжении двух столетий сделать более человечными старые законы, установить одни и те же правила для богатых и бедных, ограничить рабство, покончить с ростовщичеством. За грехи элиты надо платить. Карой божьей Израиля стали ассирийцы, персы и скифы, что обрушились на Израиль как «кипящий котел, и лицо его со стороны севера». Это наказание им за то, что все «от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо», «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости», «всякий друг разносит клеветы» (Иер. 9: 5). Мало этого, они всей душой ненавидят государство, видя в нем только губителя и тирана и, подобно Самсону, рушат страну (как свою, так и чужую). Но ведь Самсон был слеп, он и цепи, а затем и гибель обрел из-за своей собственной глупости и слабости…

Напомню: после смерти Александра Македонского Иудея попеременно будет находиться под властью двух могущественных эллинистических государств – птолемеевского Египта и селевкидской Сирии. В 197 г. до н. э. Палестиной овладела Сирия. Царь Сирии Антиох Эпифан (евреи звали его «Эпиман», т. е. «Бешеный») взял Иерусалим штурмом. Антиох (ум. в 164 г. до н. э.) был сторонник греческой культуры и образованности. Греки не случайно звали его «Великолепный». Усмирив восстание в Иерусалиме, не приемля религию и мораль евреев, он усилил карательные меры. Антиох понимал: пока евреи будут держаться своих законов и нравов, они будут составлять особую народность, в корне отличную от сирийцев. Будучи эллинистом, он хотел обратить евреев в язычество, слить с греками и издал указ, чтобы все евреи почитали греческих богов и не смели исполнять обрядов своей религии. Повсюду в Иудее устанавливали статуи языческих богов, их алтари. В жертву приносились нечистые по Моисееву закону животные (т. е. свиньи). Под страхом казни запрещалось праздновать субботу, отмечать другие торжественные дни, соблюдать законы о пище, как и собираться для молитв в синагогах. Свитки Священного Писания евреев осквернялись, покрывались образами языческих богов или вовсе уничтожались. На священном алтаре иерусалимского храма установили большую статую Зевса, главного бога греков. Таким образом, Селевкиды перешли к политике насильственной эллинизации евреев, хотя и не очень в том преуспели.

Скальная гробница в Иерусалиме

Однако со временем многие иудеи, не пожелавшие считать Иудею «третьим Римом», все же готовы были «встроиться», стать частью греческого или римского мира, как они ранее стали частью вавилонско-персидского мира. Как отмечал Тураев, в Иерусалиме уже «находим целую партию, готовую идти навстречу эллинизации». Полагаем, этот процесс мог бы иметь еще больший успех, если бы не попытка насильственной эллинизации при Антиохе IV Эпифане. Сирийский царь вел войну с Египтом и считал Иудею важным тылом. Иудеи оказались под пятой Селевкидов, и, чтобы держать иудеев в повиновении и впредь, Антиох послал к ним полководца Аполлония, потребовав от него завершить полную эллинизацию страны. Вряд ли эти далеко идущие замыслы по «натурализации» могли осуществиться. Вот как описал действия сирийцев в Иудее историк-иудей: «Под страхом смертной казни было запрещено соблюдение всех религиозных законов, включая обряд обрезания и субботний отдых. Лица, подчинявшиеся предписаниям Антиоха Эпифана, пользовались покровительством властей и получали богатые подарки. Наоборот, жестокой расправе подвергались те евреи, которые тайно исполняли свои религиозные обряды: мужчин убивали, а женщин и детей продавали в рабство. Чтобы избежать преследования сирийцев, многие иудеи были вынуждены скрываться в пещерах и ущельях гор… Жестокое угнетение населения со стороны сирийских и отечественных эксплуататоров, насилия и зверства Антиоха Эпифана, ограбление храма и жестокие религиозные преследования накалили до крайности атмосферу в Иудее. Достаточно было маленькой искры, чтобы зажечь… пожар восстания против Селевкидов и их ставленников в подвластной стране». Угли и ныне еще тлеют.

Масса евреев предпочитала жить по своим старым канонам и законам… А вот жреческая аристократия, первосвященники, рабовладельческая, землевладельческая верхушка, купцы, вожди, перешли на сторону захватчиков и, можно сказать, предали свой народ. Примеров подобного действия элит масса. Скажем, у первосвященника Хония III (хасида) был брат Иошуа (эллинист), назвавший себя на греческий лад Язоном. Он хотел стать первым. С помощью закулисных интриг (в администрации владыки Сирии) он получил пост первосвященника и пообещал все переделать на греческий манер. О морали этих господ говорит и такой факт: один из иудейских прохвостов (Менелай) забрал в храме Иерусалима массу драгоценных сосудов и отвез в столицу сирийской империи Антиохию, дабы ему за дары (не за взятку) сирийцы отдали пост главы Иудеи. «Многие из эллинистов охотно подчинялись богохульным приказам; такие отступники получали почетные должности и щедрые награды. Большинство же народа отказалось от измены своей религии… Немало подвигов самопожертвования во имя веры и народности совершилось тогда в Иудее. Многие предпочитали умереть, чем подчиниться возмутительным приказам сирийского царя» (Дубнов). При Селевкидах еще заметнее обострились традиционно сложные отношения и внутри еврейского сообщества.

Гнет народа еще более усилился. Земледельцев жестоко эксплуатировали как свои, так и чужие, обременяя непосильными налогами, кабальной арендой. В одном из талмудических трактатов приводится текст договора: «Я встану, вспашу, посею, скошу, свяжу снопы, смолочу и провею и сложу в кучу для тебя, и тогда ты придешь и возьмешь половину, а я за свои труды и издержки – половину». Помимо издольщины, владельцы брали плату натурой или деньгами. Арендаторы, если им не повезло с урожаем, попадали в лапы ростовщиков. Не лучше было положение и ремесленников. В «Премудростях» Бен-Сиры (первая половина II в. до н. э.) говорится: плотник «ночью работает, как днем»; дым от огня иссушает тело кузнеца, его изнуряет пар пылающего горна и оглушает шум молота; горшечник вынужден вращать колесо, словно каторжник. Документ учит рабовладельцев не бояться «окровавить бока худому рабу», ибо лишь так от него можно добиться результатов труда и послушания. «Великолепны» своей лаконичностью и доходчивостью советы идеолога рабства: «Корм, палка и груз – для осла; хлеб, битье и работа – для раба. Заставляй раба работать, и ты обретешь покой; оставь ему руки свободными – и он будет добиваться свободы. Ярмо и упряжь согнут выю осла, а злокозненному рабу согнут шею пытки и мучения. Займи его работой, чтобы он не бездельничал, ибо праздность научила многому скверному. Приставь его к работе, как подобает ему, а если он не будет повиноваться – наложи на его ноги оковы». Откровенные речи.

Г. Доре. Ангел Маккавеев

Тогда-то и вспыхнуло мощное восстание Маккавеев, во главе которого встал герой – Иехуда (Иуда) Маккавей (166 г. до н. э.). Основой движения стали «хасиды» («благочестивые», или «святые»). Книга Маккавеев говорит о них так: они были «крепкие силою из Израиля, все верные закону». Поэты, ученые, бойцы. Они осуждали тех, кто действует вопреки Божеским законам, кто «съедает» народ и кто простых людей «умерщвляет всякий день». Хасиды наложили запрет на светское образование, называя его «греческой мудростью». Они – предшественники позднейших фарисеев. Полагают, что в описываемый период возникла и Книга Даниила.

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Иуда Маккавей побеждает врагов и очищает храм

Иехуда Маккавей на начальном этапе восстания следовал партизанской тактике (удары из засад, неожиданные стычки и т. д.). Это был воистину блестящий полководец. В битве при Бет-Хороне он разбил отряд сирийца Серона и войска опытного военачальника Горгия. В сражении у Бет-Цура (к югу от Иерусалима) он разгромил превосходящие силы сирийцев, что и открыло ему путь к столице. Его войска вошли в Иерусалим, где была возобновлена после трехлетнего перерыва традиционная служба, проведено очищение Храма. Этот день евреи отмечают как праздник обновления Храма (Ханнука). То был первый шаг на пути восстановления полной независимости страны. Борьба с Сирией продолжалась и далее, но шла с переменным успехом. Иерусалим переходил из рук в руки. В 161 г. до н. э. Иехуда Маккавей заключил союз с Римом, что обещал поддерживать дружественный нейтралитет с Иудеей (то есть де-юре признавал Иудею как суверенное государство). Но то была обычная римская уловка. Сирийцы не смирились и послали в Иудею войско под командованием Бакхида. В сражении возле Эласы (Бет-Хорон) пал Иехуда. Тело полководца увезли с поля битвы и похоронили в Модиине. Его именем ныне названы спортивная организация и клуб «Маккаби».

Последний из братьев Маккавеев, Симон, все же изгнал из крепости сирийский гарнизон и заставил Селевкидов признать независимость Иудеи (в 141 г. до н. э.). Симона Хасмонея короновали и избрали первосвященником. Каутский пишет: он «осмелился сделать то, что до него и после него делали многие вожди демократии, завоевавшие в счастливой войне своему народу свободу: он украл ее у народа и возложил себе на голову корону, или скорее позволил, чтобы народ возложил ее». Симон тут же решил, что раз он принес демократию евреям, то те должны восхвалять и прославлять его. Некоторые решения были встречены народом с воодушевлением. Так, он способствовал развитию торговли, устроил в отнятом у сирийцев приморском городе Яффе торговую гавань, начал чеканить свои монеты, на которых было начертано: «Святой град Иерусалим» или «Симон, князь Израиля» и год со времени освобождения. В нем позже увидят наследника Симона Праведного. Подробнее об этом периоде еврейской истории можно прочитать в Книгах Маккавеев, в апокрифических сочинениях, а также в сокращенной версии сочинения Ясона из Кирены. Еврей, победив, нередко приватизирует свободу народа…

«Еврейские демократы» – фарисеи и саддукеи

В те времена в Израиле существовали две основные партии, претендовавшие на власть, – фарисеи и саддукеи. Фарисеи были преемниками хасидов (благочестивых)… Они строго соблюдали библейские законы, правила и обычаи. Ими были установлены новые и строгие догматы. Вначале фарисеи проповедовали скромность и воздержание, помогая бедным и слабым. Не вдаваясь подробно в их программу, отметим лишь, что им удалось завоевать доверие значительной части народа. Так, Флавий пишет в «Древностях»: «Богатые стоят на стороне саддукеев, простой народ на стороне фарисеев». Историк М. Грант даже увидел в них (фарисеях) представителей тогдашней интеллигенции (среднего класса). Между собой они предпочли обращение «хаверим», т. е. «равные», «товарищи» и «собратья по партии». Вероятно, сегодня фарисеев отнесли бы к «патриотам», хотя и умеренным. Они не верили во «вселенский переворот Последнего дня». Среди них было много книжников (соферим). Их отличала преданность Богу и – любовь к свободе. Они устроили мятеж против деспотии царей (88 г. до н. э.), но тот был подавлен. Тогда сотни фарисеев были распяты на крестах. Из них выйдет мудрец Гиллель, что прибыл в Иерусалим около 40 г. до н. э. Их золотым правилом стало твердое убеждение: не делай другим того, чего не желаешь и сам для себя. Работая в школах и синагогах, фарисеи пользовались уважением, ибо вначале, как говорится, горой «стояли за народ». Им принадлежало немало синагог, где они с успехом вели агитацию, призывая народ блюсти веру. Многие решились принять иудаизм и даже совершили обрезание (их звали прозелитами). Другие все же не решились на столь крайние меры и остались в числе «богобоязненных».

Но как только фарисеи (еврейская демократическая элита) захватили в стране власть, куда только подевались их былое смирение, свободолюбие, демократизм. Они обрушились на старых союзников со свирепостью голодных тигров, терзающих жертвы… Фарисеи повели жестокие преследования и ессев (предтечей первых христиан). Так новые поколения евреев-фарисеев станут предателями великой идеи, источниками бед для еврейского народа (точно так же, как и в России). Евреи-фарисеи наших дней, объявившие о торжестве демократии в России, в первую очередь сами и воспользовались ее плодами, при этом до нитки обобрав русский народ…

Итак, во-первых, фарисеи хотели видеть в Мессии мирского царя, истребителя всех не-евреев (ясно, что сей образ в корне противоположен образу Христа-Спасителя). Во-вторых, они подхватили идею расового превосходства (бич, который вот уже много столетий бьет со страшной силой по самим евреям). В-третьих, они стали прививать еврейству отнюдь не самые лучшие черты (впрочем, те же огрехи видим и у других). Сын Божий, обращаясь к фарисеям, гневно скажет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы: по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 22: 27). В?четвертых, они превратили церковь в бизнес, в доходные места, за что Христос затем и изгонял торгующих фарисеев из храма. Как известно, они осудили его на казнь и затем признавали: «Кровь его на нас и на детях наших».

Мария омывает ноги Христу

Что касается саддукеев (те вели происхождение от Саддока, священника царя Давида), то они принадлежали к священнической аристократии и были землевладельцами. Они требовали отделения религии от государства, а во всех остальных вопросах безусловно выступали как светские люди. Саддукеи любили трапезы и вольготно-красивую жизнь, не веря в то, что их ждет на небеси загробное воздаяние. Они преклонялись перед западными (греческими) ценностями и высказывались в том духе, что «еврейский народ должен жить как все другие народы, вести войны, забирать новые земли и усиливаться политически». Любимейшим их изречением были слова «Все суета сует». Фактически меж теми и другими идеологами (как между нашими «демократами», «центристами», «левыми») не было и нет никакой разницы, как обычно и бывает между нынешними партиями. Поэтому народ звал их «крашенными» (цевуимы). Правильнее было бы назвать их «ряжеными». Н. Федоров, не видя между ними различия, так характеризовал их: «Сын блудный есть саддукей, а старший сын – фарисей. Фарисейство есть мнимое братство и недействительное родство». Пример их двуличия – политика Асмонеев (саддукеев). Те пришли к власти на волне демократических ожиданий масс еврейского народа. Они взахлеб славословили победу «демократов», говоря, что снято теперь иго язычников с Израиля (142 г. до н. э.). Ушло страшное прошлое, увещевали они, не будет у нас ужасной тирании, стал соблюдаться закон, власть стала ближе к народу. Но недолго длился «золотой век» героев. Преемники вскоре забыли о всех своих обещаниях, стали на путь беззаконий, ввязались в новые войны и обогащались за счет простых людей. Так же поступали наши «демократы», из рядов которых вышли самые прожженные воры.

В. Поленов. Христос и грешница. Фрагмент

Вполне ожидаемой и закономерной реакцией масс стало растущее их недовольство, что и вылилось в восстания. Известно восстание против внука Симона, жреца Александра Янная (103—76 гг. до н. э.). Многие связывают это восстание против Янная с сектой ессеев. Глава ессейской общины, Учитель праведности, предательски пал от руки человека, названного в свитках «нечестивым жрецом» (его и отождествляют с Яннаем). После разгрома восстания зелотов тот схватил зачинщиков и направил их в Иерусалим, где распял на кресте вместе с 800 единомышленниками. Когда у побережья Мертвого моря нашли выгравированную на медных таблицах опись 60 баснословных кладов иудейских сокровищ, многие решили, что они существуют в действительности. Поиски в районе Кумрана в первое время ничего не дали. Обнаружили глиняные горшки с остатками сакральной трапезы, в трапезной – печь с черепками и костями, ни монет, ни слитков благородных металлов не нашли. Богатства в основном, видимо, все же находились в руках первосвященников Иерусалимского храма.

М. Реймесвале. Меняла и его жена. Голландская живопись XVI в.

Как и все стадо Божье, племя иудеев также давно разделилось на козлищ и орлов… Одни из них (их куда больше на земле) находятся в плену преходящих ценностей, идей, мирских соблазнов, довольствуясь материальными дарами и благами. Другие стремятся подняться ввысь – в мир духа, мысли, героизма, справедливости. Ницше заметил в «Происхождении морали» (1887): «Иудеи – народ жрецов, который создал себе удовлетворение, отомстив своим врагам и повелителям местью духовной – радикальной переоценкой их ценностей… с евреев началось восстание рабов в морали: то восстание, которое имеет за собой тысячелетнее существование и которое нам незаметно теперь только потому, что сделалось победоносным». И далее он же указывает на то, кто же, с его точки зрения, оказался в выигрыше: «Покоримся фактам: народ победил – «рабы», «чернь», «толпа» или называйте это как хотите – но факт тот, что победили иудеи! И никогда еще ни один народ не выполнял такой всемирно-исторической миссии. С «владыками» покончено! Царит мораль человека вообще!.. идеалом стал простой человек». Примем это высказывание Ницше sine ira et studio (лат. – «беспристрастно»), хотя сомнительность этого вердикта и очевидна.

Группа самаритян. Рисунок XIX в.

Чтобы наглядно представить себе глубину социальных противоречий, существующих меж рядовыми евреями и жрецами и капиталом, обрисуем источники доходов и материальные интересы двух сторон. В отношении массы народа жрецы-правители проводили жестокую политику постоянных поборов и угнетения. Хорошо известно, те со всех иудейских общин, что были разбросаны по миру, взимали ежегодный подушный налог – в половину сикля (сикля священного). В основе системы лежала десятина с продуктов земли, а именно: все, что употребляется в пищу, охраняется и растет из земли. Взималась и «вторая десятина», предназначавшаяся опять же для обеспечения жрецов, их благосостояния. Каждый третий год в благотворительных целях жрецы забирали «десятину для бедных». Существовали и обязательные («добровольные») пожертвования натурой, деньгами, ну и прочие ритуальные повинности. Деньги эти скапливались в Иерусалимском храме, поступая в распоряжение жрецов-правителей. Власть жрецов распространялась на весь Израиль. Так жрецы снимали сливки со всего, что производил их народ. В Книге Чисел предписывается: «Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, початки их, которые они дают Яхве, я отдал тебе (т. е. жречеству). Все первые произведения земли их, которые они принесут Яхве, тебе принадлежат». Заметьте: вся эта масса эксплуататоров-правителей кормилась за счет простого народа!

Помимо выполнения так сказать религиозных функций, еврейская буржуазия, равно как и священническая элита, быстро вошли во вкус ростовщичества. Еще бы, ведь сдача денег в оборот приносила им громадные проценты. Вот как описывалась деятельность некоторых евреев-ростовщиков в эпоху императоров Рима: «Каждый управитель имел в распоряжении оборотные средства в миллион денариев и больше и сеть самых разных предприятий, отдаваемых арендаторам. В основном все предприятия были связаны с военными поставками – от добычи металлических руд и до рыбачьих флотилий включительно; главные же интересы нашего дома сосредоточились на банковском деле, приносящем прибыль от пятидесяти до ста pro centum. Управители имели соответственно высокий заработок, чистую прибыль сдавали в центральное правление, двадцать пять pro centum от сданного шло на их личный вклад в основной оборот… В отличие от греческих и римских домов наш ведет дела анонимно, имея за пределами империи обширные разветвления от Германии до реки Инда. Ты прекрасно знаешь, и поныне половину римских негоциантов мы держим за горло, хотя безумства Нерона и Калигулы основательно сказались и в наших делах». Сотни служек содержались за счет систем поборов и ритуального обложения. Нет сомнений, что в руках у камарильи скапливались огромные средства. Храмы, святилища и могилы предков служили источником обогащения. Они запускали туда руку, не стесняясь народа, не боясь ни живых ни мертвых. Жрец-правитель Иудеи Иоанн Гиркан (135–104 гг. до н. э.) разрушил и ограбил святилище самаритян на горе Геризим. Могила легендарного Давида служила «неиссякаемой мошной для обнищавших правителей». Гиркан умыкнул оттуда 3000 талантов. Жрецы и правители ревностно относились к их богатствам… Когда же Понтий Пилат истратил часть денег из храмовых подвалов на восстановление акведука, подводящего к Иерусалиму воду из района Етана (южнее Вифлеема), он тем самым навлек на себя гнев всего иудейского жречества. А ведь дело-то сделал, прямо скажем, праведное и богоугодное: для жителей Иерусалима старался. Но жрецам наплевать на простой люд.

Власть жрецов и священников всюду одинакова. Стремление распоряжаться деньгами и имуществом у Церкви в крови. Да и жадность ее не была прерогативой одних лишь иудеев. В Книге жития посланника Аллаха (Ибн Хишама) сказано: когда между мединцами, участвовавшими в сражении при Бедре, начались споры из-за дележа добычи, Мухаммеда, пророка ислама, осенило откровение. Он сказал, что раздел добычи следует предоставить пророку. Так, в 8 суре Корана сказано: «Добыча в распоряжении Аллаха и его посланника. Бойтесь Аллаха; будьте мирны между собою: повинуйтесь Аллаху и посланнику, если вы стали верующими». А 42-й аят той же суры уточняет, что «из всего что ни берете вы в добычу, пятая часть богу, посланнику и родственникам его, и сиротам, и бедным, и путнику». Хотя Коран, похоже, более справедлив и милостив к бедным, нежели иудейский Талмуд.

Чего никак нельзя отрицать, так это наличия мессианских чаяний среди угнетенных масс. Опыт борьбы, выживания и противостояния все более убеждал простых евреев в том, что в мире нет справедливости. Ни на земле, ни на небе. Надежды «демократии» были сплошной фикцией, как и речи жрецов, проповеди хасидов, фарисеев, саддукеев… Стоило богатым евреям устроиться, создать капиталец, начать жить, получая дань с покоренных племен или прибыль от их ростовщичества или торгово-посреднических операций, как они забывали о ближних. У большинства евреев не было минимума средств. Всегда кто-то более сильный и наглый вторгался в их дома, грабил, разрушал, сжигал, убивал, уводил дочерей, сестер, жен. Ложь, неправда распространялись по всему свету: «усиливаются на земле неправдою», «ибо переходят от одного зла к другому» (Иерем.). Что же оставалось делать несчастным?!

Руины древнего поселения Кумран

Часть евреев ушла в секты… В христианских произведениях часто упоминаются слова «нищие» и «бедняки». В результате археологических открытий середины XX в. найдены рукописи в пещерах Кумрана. Бедуины полукочевого племени обнаружили в 1947 г. клад рукописей в местечке Вади-Кумран (Иордания). Древние манускрипты составили десятки тысяч рукописей и фрагментов. Затем исследования продолжили в пещерах вади Мурабба, ат, в Хирбет-Мирде (неподалеку от Кумрана), в Иудейской пустыне и в Массаде.

Г. Доре. Ревекка у колодца

Среди кумранских находок идентифицировано ныне около 180 списков библейских книг, найдены апокрифы и псевдоэпиграфы, уставы и псалмы. К 1960 г. найдено всего около 40 000 фрагментов, обрывков и клочков около шестисот книг. Из них стало ясно, что когда-то в районе Мертвого моря (на территории современной Иордании) существовали замкнутые общины (со II в. до н. э. до 68 г. н. э.). К их обитателям восходят христианские идеи. Во главе коллектива стоял учитель праведности. Общинники считали, что идет непримиримая борьба добра и зла, «сынов света», т. е. кумранитов, и «сынов тьмы», куда входили все те, кто жил алчно, подло, гнусно и неправедно. Кумраниты ввели у себя общность имущества, совместно трудились и осуждали рабство. Обитатели Кумрана выступали не только против угнетения, но и против больших богатств, ибо в том и в другом они видели вселенское зло. Кумранская община называла себя «Новым союзом» или «Новым заветом». К ним была близка по воззрениям и секта ессев. Ессеи (от «асия» – «слуги божьи» и «святые») жили абсолютно изолированно и замкнуто, неуклонно соблюдая свои идеалы: отказ от частной собственности, участие всех членов общины в труде, коллективный быт и т. д. и т. п. В их общине побывал известный иудейский историк И. Флавий, и он охарактеризовал ессеев как наилучших людей, всегда готовых прийти на помощь друг другу. Его впечатлило и то, что ессеи строго следовали обету молчания (если бы наши политики только на один год последовали строгому завету, суть которого: «Меньше речей и болтовни, а больше дела!»)

Любили ли они женщин? Трудно утверждать наверняка. Плиний Старший писал: «Ессеи – племя уединенное и наиболее удивительное во всем мире: у них нет ни одной женщины, они отвергают плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм. Изо дня в день число их увеличивается за счет утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев» («Естественная история», V, 17, 73). Однако на самом деле они вовсе не ратовали за безбрачие. Ученые отмечают, что не так давно обнаружены кладбища с захоронениями женщин и детей. В социальном плане кумранисты и ессеи принадлежали к бедным слоям народа. Дав толчок духовному возрождению, они-то и породили Иисуса! Хотя их идеи не могли быть полностью приняты христианством, так как оно было открытым учением, которое принимало в свои ряды всех верующих, а ессеи и кумраниты исключали любой контакт с евреями и язычниками. Но есть и существенные различия между ессеями и христианами. Последние были более открытыми в их учении, а ессеи жили замкнуто. Им категорически воспрещалось сообщать учение «людям кривды». Кодекс их был столь строг, что для приема в члены общины нужно было пройти некий курс обучения в виде испытательного срока (два года). Христианство же открыто для всех. Хотя и тут немало общих мест и требований. Стоит вспомнить Нагорную проповедь, где Иисус требует от своих верующих: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас», а также: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 6—15). Между кумранитами и христианами имелись различия, хотя с кумранским движением, что весьма показательно, был связан и Иоанн Креститель.

Гробница пророка Самуила в Раме

Судьба этих удивительных и отважных людей трагична. Они оказались не ко времени и не к месту в той истории. Совместный прием пищи, белые одежды, отказ от рабовладения, строгость, воздержание, святая вера, презрение к чувственным удовольствиям – все это было прекрасно… Но их пацифистские идеи (они считали противным воле Божьей изготовление и продажу оружия) в мире, что держался лишь силой оружия, – это ошибка. Они надеялись, что победа «сынов света» произойдет с помощью Божьей воли («надежда на Твое великое имя, а не на меч и копье»). Вот и русские люди, наследники древних христиан, заплатили страшную цену за то, что приняли в XX веке за овец хищных волков в овечьих шкурах мироносцев. Счастье, что сегодня наши правители, кажется, наконец-то одумались, поняв, что «цивилизованное человечество» с легкостью и превеликим удовольствием сделает из России раба и данника, если не будет ощущать страх перед неотвратимым возмездием, которое сотрет их с лица земли. В свитке из пещер Кумрана, озаглавленном «Война сынов света против сынов тьмы» (середина II в. до н. э. – середина I в. до н. э.), сказано, что борьба между силами света и тьмы будет длиться 40 лет, и лишь 5 лет выдадутся спокойными.

«Сынам света» придется вести битву со многими представителями «сил тьмы» («сил зла»). Три раза победа будет на стороне зла, три раза на стороне «сынов света», пока наконец в решающей битве сыны света не одержат решающую победу. Настанет момент истины: «В руки бедняков предашь ты врагов всех стран, в руки склоненных к праху – (предашь их), чтобы унизить (самых) могущественных из (этих) народов». Надеемся, время это близко.

В той далекой истории мужам правды и справедливости не удалось дожить до победы. Их участие в битве против родоначальников мирового империализма, римлян (в войне 66–73 гг. под предводительством Иоанна-Ессея), закончилось тем, что они, несмотря на героизм, потерпели жестокое поражение. Их вождей римляне распяли на кресте. Ессеи исчезли из истории. Хотя считают, что их «учитель праведности» мог стать неким прообразом Христа. Э. Ренан писал, что «христианство – это удавшийся вариант ессеанства…» Видимо, ессеи, кумраниты, эбиониты («бедные») и другие мессианские общины действительно одними из первых стали на тропу справедливости, прокладывая путь человечеству… Нам пришлось и придется сказать еще немало суровых и очень горьких слов в адрес иных сынов и дочерей Израиля. Но истина не позволяет нам забывать и о другом: ведь это именно они первыми и прокладывали путь к справедливой социально-государственной общественной системе.

И. Репин. Иов и его друзья

Мессианские чаяния, вера в справедливость, жажда праведной жизни встречаются не только у евреев. Среди других народностей были секты с аналогичными или близкими идейными установками (секта «терапевтов»). Филон-христианин (не Филон-иудей) в сочинении «О созерцательной жизни» писал о них задолго до пояления организованного монашества и даже самого слова «монах». Но в нем, можно сказать, чувствуется близость христианства. Архиепископ Лоллий считал временем появления труда примерно 170–180 гг. н. э. Автор этого сочинения, Филон, отличает терапевтов от ессев и говорит о них, «кончив речь об ессеях».

Устройство общин тех и других различается. У ессеев никогда не было женских общин, тогда как вот египетские отшельники имели «терапевтисс». Ессеи имели социалистические тенденции, они обращали личное имущество в общее достояние всех членов их общины; терапевты же, удаляясь в уединение, вовсе ничего не брали с собой, но передавали свою собственность родственникам или знакомым. Поэтому историки еврейского народа (Грэтц) отмечали, что терапевты – истинные христиане… Скажем, архиепископ Лоллий, или А. И. Юрьевский (1875–1935), говорит: «Действительно, это отречение терапевтов от имущества как будто бы и на самом деле не согласуется с коммерческим духом еврейского народа, для которого совершенно непонятны принесенные с неба слова: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его». Отрицательное отношение терапевтов к рабству есть (уже) явный результат христианского учения о братстве и свободе». Правда, христианства тогда еще не было и в помине. Но при анализе их позиций становится очевидно, что они христиане в душе. Лоллий приводит весьма серьезные доводы в пользу такого рода утверждений. Еврейский миллионер Филон вряд ли стал бы превозносить то, что у терапевтов «руки чисты, так как ничто, касающееся прибыли, их не оскверняло». На определенно христианские взгляды автора указывает обличение языческих развратных пиршеств, занявшее почти четвертую часть сочинения. Таким образом, перед нами утопия, фантастика, философско-социальный роман, где описывается жизнь идеальная, жизнь подвижников, ушедших из Александрии.

Нам показалось знаменательным, что другая влиятельная община, существование которой относят уже к нашим временам (секта мормонов в США), строилась примерно на тех же принципах. Не случайно и известная Книга Мормона начинается такими словами: «Да, я пишу эту летопись на языке моего отца, происходящего из наук Иудеев и языка Египтян».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: