double arrow

Изучение Канона да Винчи


Я решил заглянуть глубже в рисунок Леонардо (Рис.7-28). Я получил научную степень в области искусства, поэтому я изучал многие работы Леонардо, но до тех пор я не понимал, как много произведений искусства он создал. Этот рисунок стал, вероятно, одной из его самых известных работ. Он, пожалуй, для нас даже важнее, чем Мона Лиза или любая из его знаменитых работ. Такого рода рисунок, стандарт, эталон для чего-то (в данном случае, стандарт для человеческих существ), именуется каноном: это канон человека.

Первое, что меня поразило в этом рисунке, это то, как потрясающе мы все с ним созвучны. Например, в видеофильме проходит 30 кадров в секунду. Можно в одном лишь кадре вспышкой провести этот рисунок Леонардо, и люди всё равно его немедленно заметят. Мы знаем, что в нём содержится нечто важное; может быть, мы не знаем точно, что именно, но образ этот в нас сохранён. В этом рисунке скрыто огромное количество информации о нас. Но как оказывается, она в самом деле не о нас. Она - о тех, кем мы были. Но не о тех, кто мы есть сейчас.

Чтобы начать этот анализ, прежде всего обратите внимание на то, что через руки и туловище, пересекая грудь, через ноги и шею проведены линии. Голова разделена другой серией линий. Обратите внимание на следующую тонкость –ступни изображены как под углом 90 градусов, так и под углом 45 градусов. Обратите также внимание на то, что если вы стоите на выпрямленных ногах, вытянув руки в стороны, то вокруг вашего тела формируется квадрат или куб, как это показано на рисунке Леонардо. Центр этого квадрата расположен точно там, где находятся восемь первоначальных клеток, тоже представляющих собой квадрат, или куб, находящийся в центре вашего тела. Обратите внимание на маленький куб вокруг ваших первоначальных клеток и больший куб вокруг вашего взрослого тела.




Если вы стоите, вытянув руки так, как человек Леонардо, то появляется разница между высотой и шириной вашего квадрата. Основываясь на измерениях сотни или более людей, компьютеры показали, что разница между вытянутыми в стороны руками и ростом тела составляет одну десятитысячную долю дюйма. Хотя я долгое время не мог понять, почему там появлялась эта разница, я думаю, что сейчас я знаю.Это имеет отношение к последовательности Фибоначчи, на которой основывается жизнь. Скоро вы это увидите.

Если вы расставите ноги в стороны, как внешние ноги на рисунке Леонардо и вытянете руки так, как там вытянуты верхние руки, то вокруг вашего тела можно обвести идеальный круг или сферу и центр его/её точно совпадает с пупом. При этом круг и квадрат точно соприкасаются в нижней точке. Если бы вы сдвинули центр круга вниз к центру квадрата, то круг и квадрат синхронизировались бы точно так, как на Масонском рисунке и рисунке, изображающем военный корабль, установленный на вершине Великой Пирамиды. Это главная тайна жизни.



Промеряя почти все копии рисунков Леонардо, вы обнаруживаете, что круг на самом деле является овалом а квадрат на самом деле является прямоугольником. Они всюду различны, потому что их так много раз копировали и складывали. Но на оригинальных, точных рисунках длина ладони от запястья до среднего пальца равна расстоянию от макушки головы до вершины круга в случае, если два центра соединены; такая же точно длина оказывается между пупом и центром квадрата. Так, если вы сводите два центра вместе, всё совпадает.

Пропорция Φ в теле человека

Когда я это обнаружил, я подумал: мы имеем эти фигуры, которые изображены тут снаружи тела, так же точно и внутри нашего тела. Одна из вещей, сказанных Ангелами, действительно накрепко засела у меня в голове: тело человека является эталоном вселенной – абсолютно всё во вселенной может быть измерено и определено с помощью нашего тела и окружающих его энергетических полей. Поскольку пропорция Φ казалась масонам таким важным аспектом и поскольку тот Масон об этом всё время говорил, я хотел увидеть, где эта пропорция существует в теле человека.



Я её обнаружил – и конечно, другие люди её тоже обнаружили. Поймите, что на Рис.7-29 показанный квадрат является квадратом вокруг тела, как на рисунке Леонардо. И линия, разделяющая квадрат пополам – это центральная линия человеческого тела. Заметьте также, что линия b есть не только диагональ половины квадрата, но также – радиус круга.

Теперь, если вы интересуетесь математикой, взгляните на Рис.7-30, доказывающий, что пропорция Ф обнаруживается в геометрических энергетических полях вокруг тела по крайней мере в этой взаимосвязи. Есть много, много других соотношений пропорции Ф внутри и вокруг тела.

Как видите, пропорция Ф = 1/2 + √5/2. Если вы введёте это в компьютер, то увидите, что трансцендентальное число Ф будет продолжаться до тех пор, пока ваш компьютер не исчерпает всю свою память. Я знаю, что для большинства из вас здесь это не имеет значения, но эту информацию я дал для немногих.

Между прочим, к вашему сведению: при изучении священной геометрии вы обнаружите, что диагонали являются одними из важнейших ключей для извлечения информации из ваших форм (вдобавок к распространению теней от двух к трём измерениям, сравнению мужского и женского и так далее). Такой метод никогда не подводит.

Кажется, Будда попросил своих учеников созерцать пуп. Кто бы то ни был, но по мере углубления в эти исследования я начал понимать, что в пупе содержится больше, чем кажется на первый взгляд. Затем я нашёл книгу по медицине, авторы которой, похоже, прислушивались к Будде, потому что они произвели невероятное количество исследований пупа. Геометрия показывает, что в идеале пуп расположен в соотношении Ф между макушкой головы и подошвами ног. На это указывает большинство книг.

Авторы обнаружили, что когда младенец рождается, его пуп находится в точном геометрическом центре его тела. Младенцы как мужского, так и женского пола начинают с этого, и по мере роста тела пуп начинает сдвигаться по направлению к голове. Он перемещается вверх, пока не достигнуто соотношение Φ, и продолжает двигаться вверх. Затем он возвращается вниз, опускаясь ниже соотношения Φ, колеблясь на протяжении переходного возраста. Я не знаю соответствия лет, но эти движения и положения происходят точно по каким-то определённым годам. Это в самом деле никогда не кончается идеальным положением соотношения Φ ни для мужского, ни для женского тела, но если я правильно помню, то мужской пуп завершает свои перемещения несколько выше соотношения Φ, а женский пуп - чуть ниже него. Если взять среднее расстояние между расположением мужского и женского пупа, то получится идеальное соотношение Φ. Так, хотя рисунок Леонардо изображает мужчину и предполагает, что пуп расположен в соответствии с пропорцией Φ, но в природе этого конечно же не будет.

Да Винчи обнаружил, что если вокруг тела начертить квадрат а затем - диагональ от подошв ног до кончиков пальцев вытянутой руки, потом провести параллельную линию (ещё одну такую параллельную линию) от пупа горизонтально к стороне квадрата, то тогда эта горизонтальная линия пересечёт диагональную линию точно по пропорции Φ (Рис.7-31) также точно, как и вертикальную линию от головы до пят. Если допустить, что это и есть та идеальная точка, а не просто слегка выше для женщин и чуть ниже для мужчин, то это будет означать, что тело человека от макушки до пят делится по пропорции Φ, как мы и утверждали раньше. Если бы эти линии были единственным местом расположения пропорции Φ на человеческом теле, то это был бы, пожалуй, просто интересный факт. Но правда такова, что пропорция Φ расположена в тысячах мест по всему телу, и это не простое совпадение.

Вот несколько очевидных мест расположения пропорции Φ в теле чаловека (Рис.7-32). Как показано на нижнем рисунке, длина каждого сустава пальца соотносится с длиной следующего сустава по пропорции Φ. Такое же соотношение проявляется во всех пальцах рук и ног. Эта связь как-то необычна, потому что один палец длиннее другого без всякой видимой закономерности, но это всё не случайно – как не случайно всё в теле человека. Расстояния на пальцах, отмеченные от А до В до С до D до Е все соотносятся друг с другом по пропорции Φ, равно как и фаланги пальцев от F до G до H.

Если сравнить длину ладони с длиной предплечья, то обнаружится пропорция Φ, точно также обнаружится она и при сравнении длин предплечья и плеча. Или, можно взять длину подошвы относительно голени, или же голени относительно бедренной кости и так далее. Эта пропорция Φ найдена по всей костной структуре во всех местах и при любых измерениях. Обычно она связана с местами сгиба или смены направления. Тело тоже проделывает это через соотношения размеров одной части относительно другой. Исследуя это, вы будете постоянно поражаться.

Рис.7-33 – другой способ продемонстрировать пропорцию Φ. Вы изображаете кривую, чтобы было видно, как одна кривая связана с другой, и так можно увидеть весь каскад пропорции Φ тела человека. Это взято из книги “Могущество пределов”, написанной Георгием Доччи (Gyorgy Doczi, «The Power of Limits»). Я очень рекомендую эту книгу. Обратите внимание, что на этой мужской фигуре он изобразил линию для пупа чуть выше того места, где расположена пропорция Φ. Ему было об этом известно, а из тех, кого я читал, понимают это очень немногие люди.

Я хочу поговорить об этой греческой скульптуре. Грекам было хорошо известно об этой пропорции Φ. Также точно это знали Египтяне и многие, многие другие люди в древние времена. Когда они создавали подобные этому произведения искусства, они в действительности пользовались обоими полушариями мозга. Они использовали своё левое полушарие для тщательного измерения всего – я имею в виду, действительно тщательного, а не примерно как-нибудь. Они измеряли, чтобы убедиться, что всё действительно точно математически верно в соответствии с пропорцией Φ. Для того, чтобы быть настолько созидательными, насколько им того хотелось, они использовали также и правое полушарие мозга. Они могли изобразить на лице выражение и дать скульптуре что-нибудь в руки или сделать всё, что им захочется. Греки объединили левое и правое полушарие мозга.

Когда римляне пришли и захватили Грецию, они совершенно ничего не знали о священной геометрии. Они увидели невероятное искусство греков и пытались его копировать, но если сравнить греческое и римское искусство после покорения римлянами Греции, то римское искусство выглядит так, словно его создателями были дилетанты. Хотя римские художники были действительно искусны в своих произведениях, они просто не знали, что надо бы всё промерять – что для достижения подлинности всё должно быть настолько идеально.

Пропорция Φ во всех известных органических структурах

Математика пропорции Φ проходит не только через жизнь человека, но также и через весь спектр всей известной органической структуры. Её можно обнаружить в бабочках (Рис.7-34), или стрекозах (Рис.7-35), где каждый маленький суставчик хвостика оказывается соразмерно соотношению Φ. Соотношения длин суставчиков стрекозы составляют пропорцию Φ. Этот иллюстратор сосредоточился на одном явлении, но вы можете также рассмотреть каждый изгиб этих махоньких ножек, длину и ширину крыльев, размер головы относительно его ширины и длины – всё. Можете продолжать, и будете всё время находить пропорцию Φ - всюду, куда бы вы ни глянули.

Взгляните на этот скелет лягушки (Рис.7-36) и посмотрите, как каждая косточка соответствует модели пропорции Φ точно так, как и в теле человека.

Рыбы, мне кажется, в самом деле потрясающи, потому что внешний вид рыб никак не предполагает в них наличия какого бы то ни было пропорции Φ – да их ещё такое множество различных видов. Но проанализировав их, там так же точно обнаруживается пропорция Φ (Рис.7-37).

Другой универсальный размер, который вы обнаружите, это тот, о котором я вам говорил прежде – это 7,23 сантиметра, длина волны вселенной. Вы найдёте эту длину волны во всём теле, как например, среднее расстояние между глазами; но пропорция Φ обнаруживается всё же чаще, чем что бы то ни было.

Однажды измерив какой-либо вид, любое другое измерение этого вида следует соотношению Φ. Иными словами, строение человека имеет только определённые возможности, и если только известен размер одной части тела, то это уже определяет размер следующей части и так далее и так далее. Скоро я покажу вам египетское строение, восстановленное Люси де Любикс простым измерением всего одной стороны строительного камня. Вот, как она это сделала: узнав размер первой части, она уже знала, что все формы будут строиться по соотношению пропорции Φ.

Пропорции Φ встроены в архитектуру этой японской пагоды (Рис.7-38). Это иллюстрирует ещё одно соображение по поводу творчества, которое я хочу привести. При планировке и возведении этого строения они старательно вымеряли каждое расстояние, чтобы сопоставить различные показанные тут линии и старательно вымеряли, куда установить каждую доску – до самого того маленького шара на самой вершине, так, чтобы она полностью соответствовала и любой форме образовывала любую из форм этих взаимоотношений, которые мы изучали. Я уверен, что если кто-то когда-нибудь проверит, то окажется, что размеры дверей, окон и вероятно, каждой мельчайшей детали - все они основаны на пропорциях Φ или иной священной геометрии.

В Канонах архитектуры других стран мира использованы те же самые принципы.

Греческий Парфенон внешне очень отличается от этого японского строения, но Парфенон является воплощением той же самой математики. Великая Пирамида тоже сильно отличается внешне от предыдущих двух зданий, но и она содержит в себе ту же самую математику – только в гораздо большей степени. Иными словами, ваше левое полушарие мозга может понимать и использовать эту математику, причём, это совершенно не препятствует творчеству. Творчество этим может только обогатиться.