Современная психология и психиатрия рассматривают процесс родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Бессознательная память о событиях рождения составляет перинатальный уровень и существует в виде отдельных блоков информации, которые формируются на разных этапах родов. Эти динамические информационные структуры называют перинатальными матрицами.
Перинатальные матрицы — это устойчивые структуры, являющиеся базовыми для всех психофизиологических реакций в течение всей последующей жизни индивида. Они предопределяют стереотипы и стиль поведения, способы действий и избирательность к внешним объектам и событиям, а также уровень физического здоровья человека.
Чаще всего в трансперсональной психологии выделяют четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ), которые формируются во время беременности и на каждом этапе родов. Первая матрица формируется в конце беременности, вторая — в первом периоде родов во время раскрытия шейки матки, третья — во втором периоде родов при прохождении плода по родовым путям, четвертая — в момент рождения ребенка. Опишем их содержание.
|
|
Первая базовая перинатальная матрица (БПМ I) возникает во время благополучного внутриматочного существования плода при обычном положении (продольном, головном) и отражает симбиотическое единство матери и плода. Согласно С. Грофу, БПМ I характеризуется отсутствием границ и препятствий, например океаническое сознание или пребывание в межзвездном пространстве, связью с матерью-Природой в ее лучших проявлениях, например мирные и изобильные картины природы, дающей индивиду пищу, полную безопасность и блаженство (рис. 23).
Рис. 23. Райский цветок. Этот рисунок символизирует безмятежное внутриутробное состояние, полную реализацию всех потребностей и устремлений, единство с миром
Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ II) формируется в первом периоде родов во время родовых схваток. Она содержит ощущение тревоги и надвигающейся опасности, память о ситуациях, угрожающих выживанию или целостности тела человека, а также о нахождении в замкнутом пространстве (тюрьме, лабиринте), отсутствии выхода. Кроме этого, может воспроизводиться апокалиптическое видение мира, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, зловещие цвета, душевные и телесные мучения, тревога, чувство вины и надвигающейся опасности. Телесные страдания бывают связаны с ощущением голода, жажды, тошноты, болей в прямой кишке, мочевом пузыре или в области половых органов (рис. 24).
Третья базовая перинатальная матрица (БПМ III) содержит память о втором периоде родов и характеризуется отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механистическим сдавливанием и удушьем, контактом с биологическими продуктами (кровь, кал, слизь и т.п.). Индивид переживает элементы титанической битвы, садомазохистские ситуации и сильное сексуальное возбуждение. Это смесь агрессии и яростной биологической реакции на удушье, боль и тревогу. Здесь ситуация не кажется безнадежной, а сам индивид беспомощным. «Он принимает активное участие в происходящем и чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель» [С. Гроф, 1993] (рис. 25).
|
|
Рис. 24- Ночной кошмар. Этот рисунок символизирует давящее сжимающее пространство, надвигающуюся угрозу и удушье
Четвертая базовая перинатальная матрица (БПМ IV) связана с моментом непосредственного появления ребенка на свет, предшествующего периоду релаксации. «В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После пересечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид» [С. Гроф, 1993]. Эта матрица содержит опыт смерти-возрождения. Непосредственно перед появлением на свет индивид переживает полное уничтожение на всех мыслимых уровнях — от физической гибели до морального разложения и грехопадения. Немедленно за этим крахом следует видение света ослепительной красоты, чувство духовного освобождения, спасения и искупления грехов. Эти переживания сопровождаются потоком положительных эмоций в отношении себя и существования вообще (рис. 26).