Подходы к классификации жанров

Классификацию продуктов игрового кинематографа как современной формы драматургии принято классифицировать по ее ключевым жанрам:

Трагедия или драма

Комедия

Трагикомедия.

Потребности зрителей концентрируются в виде определенных предпочтений, неких жанров, которые рынок или отдельные авторы подхватывают, упорядочивают и реализуют в виде жанрового кино, которое может быть как авторским, так и коммерческим или сделанным по заказу государственных органов или другой «власти» (церкви, телевидения). Жанровостью в данном случае является не отнесение кинопродукта именно к какому-либо драматическому жанру (трагедия, комедия или трагикомедия), а проявление его сущности в одном из этих трех взаимоисключающих жанрах в виде не взаимоисключающих друг друга жанров более низшего, «сюжетного» уровня (субжанров).

Вышеприведенные общеизвестные жанры кинематографа с определенной долей условности можно классифицировать по классическим элементам (признакам) драматургии, разделив их таким образом на субжанры:

по времени действия;

по месту действия;

по героям действия;

по действию:

по психоэмоциональному воздействию на зрителя

по классическим элементам действия.

Классификация жанров по времени действия (когда?):

Историческое прошлое – историческое кино

Фантастическое будущее – фантастика

Настоящее время или недалекое прошлое

Время особого значения не имеет.

Классификация жанров по месту действия (где?):

Дикий Запад – вестерн, в т.ч. истерн, спагетти-вестерн (разн. боевиков)

Открытый космос – космоопера (см. фантастика)

Земля после катастрофы – постапокалиптика (разн. фантастики)

Любое место во время катастрофы – фильм-катастрофа (разн. триллеров)

Путь, путешествие – роуд-муви (разн. приключений)

США 30-х годов – гангстерское кино (зачастую)

Место особого значения не имеет.

Классификация жанров по героям действия (о ком?):

Кино о животных (вымышленных или реально существовавших)

Биографическое кино

Кино с вымышленными героями, в т.ч. супергероях, гангстерах, подростках, вампирах и т.д.

Кино без героев или кино об одушевленных предметах.

Классификация жанров по психоэмоциональному воздействию на зрителя:

Реализация идеи, поиск единомышленников (в том числе, вызывая у зрителя эмоции) – интеллектуальное кино

Стимулирование определенных эмоций – развлекательное кино, психологическое кино в широком смысле:

тревога в целом – триллер, в т.ч. фильмы ужасов, детективы, боевики

страх, испуг – фильм ужасов

чувство мести, ощущение возмездия, справедливости – боевик

сексуальное возбуждение – эротический фильм

состояние любви, грусть – мелодрама

состояние радости, смех, улыбку – комедия

заинтриговать – детектив.

Классификация жанров по классическим элементам действия:

Военное/антивоенное кино – о войне

Героическое кино – о героизме

Кинокомикс (супергеройское кино) – о супергероях, сверхспособностях

Фэнтези – о вампирах, оборотнях (зачастую) и т.п.

Гангстерское кино – о гангстерах 30-х годов в США

Криминальное кино – о криминале в целом

Молодежное кино – о молодежи (не путать с возрастным кино)

Философское кино – о философских проблемах

Политическое кино – о политике

Лирическое кино – о личных переживаниях, настроениях (разн. мелодрамы)

Любовная история – о любви (разн. мелодрамы)

Приключенческое кино – о приключениях

Киберпанк (разн. фантастики)

Неоготика (разн. фантастики)

Нуар (разн. детективов)

Джалло (разн. фильмов ужасов)

Карате-кино (разн. боевиков)

Фильм-пародия (разн. комедии)

Фильм-сатира (разн. комедии)

Фильм-фантасмагория (в т.ч. фильмы-утопии или -антиутопии)

Другое.

Зачастую продюсеры или прокатчики допускают тавтологии, видимо, с целью усиления эффекта на потенциального зрителя – психологический триллер, психологическая драма, сатирическая или пародийная комедия, криминальный боевик и т.д. Кроме этого к жанрам или субжанрам фильмов зачастую используют такие качественные прилагательные, как "психологический" (психологическая драма), "эксцентрический" (эксцентрическая комедия), "научный" (научная фантастика) и т.д., что еще более усложняет жанровую систему, запутывает зрителя.

Также в определении жанров кинокартин встречаются:

литературные термины, которые не- или слабо применимы к кино – эпопея (эпос), новелла, повесть, притча и т.д., а фильмы, к которым они применяются можно отнести к киноэкранизациям литературных произведений, либо необходимо внести дополнительную классификацию жанров кино по стилю или хронологии изложения сюжета, как к жанрам литературных прозаических или поэтических произведений;

театральные термины – мюзикл, водевиль, оперетта и т.д. – преимущественно в отношении музыкальных фильмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: