Авторское кино и «мейнстрим»

В качестве подхода к классификации жанров следует упомянуть разделение кино на «мейнстрим» и авторское кино. Основные жанры «мейнстрима» достаточно хорошо известны перечислены в таблице ниже, хотя отдельные рубрики этой классификации до сих пор вызывают немало споров у киноведов-теоретиков кино. Как правило, «мейнстрим»-фильм нацелен на коммерческий результат. Поэтому его можно гораздо отчетливее классифицировать, чем кино авторское. Создатели коммерческого кино тяготеют к определенным жанровым решениям для того чтобы соответствовать ожиданиям зрителей, как минимум окупить многомиллионный бюджет фильма, извлечь прибыль. Поэтому режиссеры достаточно редко отваживаются на глобальные эксперименты в коммерческом кино, часто ограничиваясь внесением отдельных новаторских, авторских элементов.

К авторскому кино часто также вполне применимы классификации, подобные приведенным в таблице, хотя ещё чаще бывает так, что авторские фильмы очень плохо поддаются уже устоявшимся разделениям кино на жанры. В единичных случаях успешное авторское кино даже порождает новые направления, ранее не существовавшие. В авторском кино особую роль играет личность автора-создателя фильма, весь фильм носит отпечаток личности автора, вплоть до самых мелких деталей. Как правило автор является режиссером, контролирующим процесс создания фильма на всех его этапах. Помимо режиссуры создатель авторского кино часто также активно участвует в написании сценария, монтаже фильма и прочем, что позволяет режиссеру достичь большей степени раскрытия своих замыслов, индивидуального видения картины окружающего мира, полнее самовыразиться.

Таким образом, в случае с авторскими фильмами становится не столь важным к какому именно «типовому» жанру кино тяготеет (и можно ли вообще отнести его к какому-либо из уже существующих общепризнанных жанров кино) созданный конкретным автором фильм, сколько его неповторимая индивидуальность и своего рода «непохожесть». Успешный авторский фильм часто бывает новаторским, уникальным, его трудно «положить на полочку», наклеить ярлык того или иного общеизвестного жанра, тем самым в определенной степени отделив от личности режиссера-создателя, стандартным образом проклассифицировать. Зачастую сами авторы-режиссеры весьма болезненно реагируют на то, что их творчество пытаются втиснуть в рамки тех или иных стандартных классификаций и тем самым в определенной степени обезличить, лишить неразрывной связи с автором-создателем. Чтобы подчеркнуть этот факт, иногда даже говорят об авторском кино как об особом отдельном кинематографическом жанре.

Феномен авторского кино известен очень давно, существует и активно развивается теория авторского кино, регулярно проводятся фестивали авторского кино, существует множество успешных режиссеров авторского кино, завоевавших мировую известность, привлекших множество последователей и оставивших свой след в кинематографе в виде созданных ими новых жанров и направлений кино, обогативших своими находками язык кино, создавших новые оригинальные приемы операторской съемки, монтажа, подходы к построению сценария, оригинальному сочетанию изобразительной и повествовательной компонентов фильма и мн. др.

Вместе с тем авторское кино — понятие весьма динамичное, вызывающее массу споров и по-разному определяется в зависимости от субъективных предпочтений того или иного теоретика кино.

Для массового зрителя гораздо большее значение чем авторское кино, часто имеет игровое кино «мейнстрима», общепонятное «жанровое» кино, «художественные фильмы». Их классификация приведена в «таблице жанров».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: