Штампы в поэзии

В поэзии штампом может быть отдельные слова, эпитеты, прицепившиеся к словам, метафоры, отдельные образы и сюжетные ходы и, конечно же, рифмы. Стихотворцу порой сложно на глаз определить степень избитости того или иного элемента, так как это зависит не только от его начитанности, но и он степени участия в современном литературном процессе. Примерами клише могут служить следующие фрагменты:

«Первый снег», «синее море», «алая кровь», «золотая осень»; начало с обращения к читателю в стиле «(а,) знаешь...», перечисление действий в виде глаголов в инфинитиве без вопроса, на который идёт ответ («Бежать навстречу, верить в чудо...»); метафоры: времена года, месяца или силы природы в роли художников; в качестве чего-то более глобального, сюжеты и ходы следующих видов: «осень, грустно», «осень, как красиво», «я люблю тебя, но недостоин», «я верю в Бога, поэтому всё хорошо»; в качестве отдельных слов штампами могут выступить многие архаизмы, а также следующие: «сердце», «душа», «небеса», «стезя». Примеры банальных рифм, начиная от «кровь — любовь» и «младость — сладость», вы сможете найти сами.

Есть в поэзии отдельная категория сюжетных клише, которые являются частью многих поэтических миров, выступая в виде перекрёстков и связей между фундаментальными темами и позволяя сообщить читателю что-то простое и понятное или создать набросок некоего настроения. Они называются общепоэтическими местами, или просто общими местами. Поэт и критик Леонид Костюков говорит о них, что, это «cитуации, хрестоматийно вводящие нас в то или иное настроение, если угодить в них», но стоит помнить, что это всё-таки клише, и в литературном произведении они навряд ли смогут произвести и десятую долю своего «удельного» эффекта ввиду их затёртости. Л. Костюков же пишет о них следующее:

«Обычно графоман доверчиво эксплуатирует эти самые общепоэтические места, а настоящий, умный поэт бежит от них как можно дальше, понимая, что какой-нибудь перекур рабочих на фосфатном заводе более перспективен и более заряжен поэтическим веществом, чем лунная дорожка на глади озера (потому что лунная дорожка многократно разряжена). Ну, третий вариант – остроумный поэт может намеренно перевернуть, опрокинуть, окарикатурить всех этих роз и соловьев».

Именно о том, что можно с ними сделать и пойдёт речь далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: