Пародия. Клише употребляется в необычном контексте, глупым образом, специально для комического эффекта

Клише употребляется в необычном контексте, глупым образом, специально для комического эффекта. Важное условие: читатель искушён в жанре и знаком с клише.

Примеры:

· В осеннем парке взрывается баллон с золотой краской, и автор называет осень золотой.

· «Всюду трупы, кости, кровь, / Вот такая вот любовь

Деконструкция

Намеренное использование и исследование клише, ещё более прямое, чем обычно, чтобы показать, насколько оно может быть непродуманным, непрактичным, нереалистичным. Как правило, куда более мрачный вариант, нежели обычное употребление клише. Важное условие: читатель искушён в жанре и знаком с клише.

Примеры:

· Осенью с деревьев падают реально золотые листья, и жадные люди выбегают на улицы, дерутся друг с другом за каждый листочек, чтобы сдать его в пункт приёма. Золото обесценивается с каждым годом. Более мягкий и поэтичный вариант: золотая осень наводит на мысли о богатстве и его отсутствии, как бы стимулируя меркантильное мышление и жадность.

· Практически неприменимо. «Если ты мне поёшь «любовь», / Как поэт, я услышу «кровь»

Реконструкция

Деконструкция и последующее воссоздание клише в неком изменённом, но более продуманном виде. Важное условие: читатель искушён в жанре и знаком с клише.

Примеры:

· Листья падают осенью с деревьев и выглядят, как настоящее золото, из них делают украшения, но с наступлением зимы всё осеннее золото исчезает.

· Неприменимо.

Навешивание абажура

Клише употребляется, но автор даёт нам понять, что он в курсе, и, возможно, герои произведения, если таковые есть, тоже в курсе.

Примеры:

· «Осень, конечно же, золотая...»

· «Снова закипает кровь, / Ждёт, конечно же, любовь

Избегание

Клише просто не употребляется, и нет условий и предпосылок для его возникновения за исключением жанра или темы.

Примеры:

· Осень не золотая, или в стихотворении вообще не ведётся разговора о временах года.

· На окончаниях строк нет слов «кровь» и «любовь».

Заключение

Штампы могут быть как нашими союзниками, так и смертельными врагами. Как и в случае с большинством других элементов художественного произведения, всё зависит от нашей осведомлённости и осознанности. Задумываясь о том, какие образы, метафоры и сюжеты мы строим, мы получаем возможность влиять на конечный результат. Более того, рассматривая возможности трансформации привычных клише, мы открываем огромный пласт сюжетов и отдельных элементов, которые сами ещё не стали штампами. Но и без них наш поэтический и вообще художественный мир может быть ярким, необычным и разнообразным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: