Правовой режим земель запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные для использования гражданам или юридическим лицам, за исключением земельного фонда перераспределения, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ (ст. 103 ЗК РФ).

Землями запаса считаются все государственные или муниципальные земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование или аренду конкретным субъектам, а также земельные участки (и земельные доли), выкупленные у собственников органами государственной власти или местного самоуправления. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по решению судов, компетентных государственных органов или органов местного самоуправления, при добровольном отказе, истечении срока предоставления и изъятии за нарушение земельного законодательства. В случае отказа сельскохозяйственной коммерче­ской организации от использования невостребованных земельных долей они также временно переходят в категорию земель запаса.

Земли запаса - это самостоятельная категория земель в едином земельном фонде Российской Федерации. В основном это свободные или неосвоенные земли, т. е. не включенные в хозяйственную эксплуатацию. Они служат резервом для предоставления участков для различных государственных, муниципальных, общественных, личных и иных нужд. Это означает, что предоставление земель запаса в собственность или постоянное пользование гражданам и юридическим лицам влечет их переход в другие категории в зависимости от цели предоставления.

По площади эта категория земель занимает третье место, уступая лишь землям сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда, и составляет 6,4% земельного фонда страны. Однако расположены они прежде всего в необжитых районах с тундровыми почвами Крайнего Севера, Дальнего Востока и Алтая. Что касается хозяйственно-развитых районов страны, то здесь площадь земель данной категории весьма незначительна. В зависимости от вида собственности на землю, земельный запас может быть федерального, ре­гионального и местного значения. Земли запаса находятся в непрерывной динамике. Они могут пополняться за счет изъятия у собственников и землепользователей в порядке, установленном законодательством, за счет возврата земель в связи с истечением срока пользования, минования надобности в них или добровольного отказа. В то же время они постоянно уменьшаются на число земель запаса, распространяя на них режим свободного хозяйственного оборота.

Управление землями запаса практически сводится к осуществлению функции распределения их, т. е. предоставления конкретным субъектам, и охраны.

Земельные участки из состава земель запаса могут передаваться в собственность, постоянное пользование, аренду, временное пользование теми исполнительными органами власти или органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся, независимо от размеров и целевого назначения предоставленных земель, за исключением следующих случаев:

1) земельные участки для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются администрацией соответствующего района независимо от того, где они расположены;

2) земельные участки для строительства объектов областного, краевого, республиканского, регионального и межрегионального значения предоставляются соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Земли запаса являются государственной (или муниципальной) собственностью, поэтому все мероприятия по их охране, улучшению, выявлению новых территорий для сельскохозяйственного и иного народнохозяйственного освоения, отвода участков в натуре; проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий осуществляются за счет средств бюджета.

Использование земель запаса осуществляется в порядке распределения их для государственных, муниципальных, общественных, личных и иных нужд. Земли запаса, включенные в фонд перераспределения, предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, животноводства, дачного и индивидуального жилищного строительства. В этих случаях земельные участки могут предоставляться в собственность граждан в установленном порядке бесплатно или за плату в пределах установленных норм. Они могут передаваться также по решению местной администрации в аренду для использования в тех же целях.

Часть земель запаса используется гражданами или их объединениями в качестве огородов, для сенокошения и для выпаса скота. В таких случаях земельные участки передаются в краткосрочную аренду (до 5 лет) или в безвозмездное срочное пользование (до 1 года). По истечении указанного срока участки возвращаются в состав запаса.

Земли запаса, не пригодные для сельскохозяйственного использования, могут передаваться предприятиям, организациям, учреждениям в аренду или безвозмездное срочное пользование для различных нужд.

Невостребованные участки земли остаются в составе запаса в качестве резервной территории.

Законодательством Российской Федерации предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными про­мышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555, земли, вы­веденные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут пе­реводиться в земельный запас.

На основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659 об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации земель после проведения соответствующей инвентаризации устанавливаются возможность и условия, в частности, передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. По Указу Президента РФ "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" от 16 апреля 1996 г. № 564 и Постановлению Правительства РФ об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования от 8 июня 1996 г. № 667 это фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Постановлению Правительства РФ об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования от 14 марта 1995 г. № 249 этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Из этого же целевого земельного фонда могут выделяться участки со­гласно Указу Президента РФ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, вы­езжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 2 февраля 1996 г. № 135.

В настоящее время готовится законопроект о резервировании земель для строительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: