На каком этапе жизненного пути Авраама постигла его эта страшная неизбежность – ополчиться и вступить в бой?

ЗЕМЛЯ – ВОЙНА – СВЯЩЕНСТВО

Е.А. Авдеенко

Христианство базируется на том, что Ветхий Завет и Новый завет составляют единство: Связь Ветхого Завета и Нового Завета в том, что Христос – Бог Сын от Отца Бога. «Кто отвергает, что Иисус есть Христос… это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2:22).

Противопоставить Ветхий Завет Новому – затея антихристова – проще всего по одному из формальных признаков. Можно придать заповеди Ветхого Завета «Не убий» универсальное значение и приписать Новозаветной религии свойство либеральной идеологии – пацифизм. Всякая война объявляется злом. До бессмыслицы повторяются слова «любовь» и «мир». Выставляется лозунг, что христиане именно в силу религиозных убеждений не должны воевать вообще. В такой форме

«пацифизм» есть составная часть идеологии, которая декларирует уважение к христианской религии и отрицает при этом христианскую Церковь и ее связь с землей.

Е

сли поставить вопрос о том, какое место война занимает в религиозной жизни и что есть война как духовное явление, то отправной точкой будут слова о вражде, которые после грехопадения Бог сказал диаволу (явившемуся в раю в образе змея):

Вражду положу между тобой и между Женою и между семенем твоим и семенем ее.

Быт. 3:15

Жена есть образ Церкви, «Cемя Жены» («семя» в еврейском языке мужского рода, «Он») – это Христос и «дети Божии» (Быт. 6:2). «Семя змея» – «дети диавола» (1 Ин. 3:10), те, кто «от отца диавола суть» (Ин. 8:44), «сборище сатанинское» (Отк. 3:9). Однако

вражда, о которой сказал Бог змею, отнюдь не война, это вражда духовная – она не прекращается ни на миг, в ней нет места насилию, это борьба на уровне помыслов – против козней и «методов» [1] диавола.

Нет нам брани против плоти и крови, но [брань наша] против начальств, против властей, против мироправителей (космократоров) тьмы века сего, против духов лукавствия в [областях] поднебесных.

Еф. 6:12

Пацифизм начинается как отрицание вражды духовной, он выражается лозунгами: «Мiру миръ», «Мир любой ценой», «Человек – высшая ценность». Затем

Пацифизм формируется как часть антихристианской идеологии, потому что христианство мыслят отдельно от Церкви, а Церковь – вне обязательного отношения к земле.

Уяснение, чтó есть Церковь на земле и чтó есть земля для Церкви, дает понимание, почему война может быть Священной, а воины полнят сонм святых.

В

опрос о войне проще и пронзительнее рассматривать не в понятиях, а в событиях – сюжетах Св. Истории, взяв за образец первое описание боевых действий.

Первое «житие» в Св. Писании – это жизнь патриарха Авраама, отца всех верующих. Мы знаем жизнь Авраама в ее главных этапах – от призвания к вере до кончины и погребения. Вера сама по себе есть испытание, одно из них в жизни Авраама было – война.

На каком этапе жизненного пути Авраама постигла его эта страшная неизбежность – ополчиться и вступить в бой?

Важно понять, что предшествовало этому деянию Авраама – «война».

1. Первое – это события, в результате которых семья Авраама стала Церковь … В Аврааме произошло самочувствие Церкви [2], оно стало верным, как и обещал ему Бог: «благословлю тебя, и будешь благословен» (Быт. 12:2).

2. Явившись в мир Церковь должна освоить какие-то важнейшие жизненные реальности, соединить их с собою, распространить на них действие своей святости. Это сейчас называется «воцерковить». Очень важный вопрос: какая из реальностей нашей жизни достойна стать первой и первенствующей, чтобы Церковь имела о ней неусыпное попечение – освоила, признала своей и сама стала для нее родной? – Это земля [3]. В библейском мировоззрении земля – нравственный спутник человека. Земля – это обязательное церковное достояние. В земле Церковь имеет то, чего навсегда лишен «Каин» – отечество. Опыт Аврама показывает, а Писание нас этому учит, чтопрежде, чем осваивать землю, нужно устроиться как Церковь.

3. Земля содержит Церковь внутри себя и охраняет своими внешними границами. Есть для Церкви земля – родная, в нее Церковь может пустить корни, иметь время вырасти и дать плод. Землю, которая несет в себе Церковь, нельзя завоевать, она Богом дается, и тогда она называется библейским словом «наследие»: то, что отец передает сыну, то, что Бог дает своим людям, то, что люди в каждом поколении должны «наследовать».

4. Чтобы наследовать землю, нужно пройти необходимое испытание. Человек (и народ) должен обязательно явить какое-то духовное качество. В жизни Авраама (тогда его имя было Аврам) это было испытание, сопряженное с богатством. Когда нужно было разделиться в богатстве с племянником Лотом – разойтись по земле, – Аврам не взял себе по старшинству лучшую часть, не поделил землю поровну, не бросал жребий, кому что достанется… Арам предложил Лоту взять то, что ему захочется. Аврам явил необыкновенную (сверх естества) кротость.

Как только кротость Аврама явилась на деле («после того, как Лот отделился»), Господь сразу дает Авраму обетование о земле:

Бог же сказал Авраму, после того, как Лот отделился от него: подними очи твои и виждь от места, где ты ныне еси: к северу и югу, и востоку и морю,

ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее и семени твоему навек.

Быт. 13:14, 15

Авраам не будет владеть землей, где родится его потомок Христос-Мессия. Потомки Авраама будут наследовать эту землю. Так сказано в Ветхом Завете:

«Кроткие наследуют землю» (Пс. 36/37:11).

Христос утвердит эту истину как заповедь блаженства. Блажен тот, кто спасен для вечной жизни.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Авраам, Моисей, Давид были – «кроткие»(Числ. 12:3, Пс. 131/132:1). «Кротким» Господь обещал – не землю, не владение землей… Авраам, Моисей, Давид – те, кого Писание называет «сыны Божии», они наследуют землю – как сын наследует отцу. Авраам не владел землей, но получил обетование. Моисей тоже не овладел, даже не вошел в землю обетования, но привел к ней еврейский народ. Только царство Давида стало прочно в земле. Все началось от Авраама…

И

вот только сейчас мы приблизились к возможности осмысленно поставить вопрос, что такое война в жизни верующего человека?

Как только Аврам получил в наследие землю, он должен был воевать. Где земля, там война… По времени эти два события – наследование земли и война – могли далеко отстоять друг от друга, но в Св. Писании между ними нет зазора.

Где земля, там война… Однако Аврам воюет не за землю – за унаследованное от Бога. Война вдруг станет священной, и это будет засвидетельствовано – священником Мелхиседеком.

Кроткие наследуют землю… Кротостью Аврам вышел на новое поприще – истории и политики. Церковный человек должен быть готов к войне. Отрицание войны в мире сем – вредная утопия. Когда наш долг призывает нас к воинственности, нужно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: