В Новом Завете произошла «перемена священства» (Евр. 7:12). Единственным Первосвященником стал Христос (Евр. 5:10)

И теперь нужно сопоставить, что в одном событии явились десятина – образ Закона, также хлеб и вино – образ Новозаветной жертвы. Опять Авраам оказался в перекрестье Ветхого и Нового Завета. Но, обратим внимание: сначала хлеб и вино, затем десятина.

Новозаветное – первее Ветхозаветного.

Аврам вступил в общение с Богочеловеком. Это общение происходит с уяснением смысла таких отдаленных событий мировой истории, что дух захватывает. Аврам еще не состоит в отношениях никакого Завета с Богом, и ничего законного (каким будет обрезание) ему не предписано. А он уже принял из рук Божьих хлеб и вино.

Писание уже давало нам возможность спросить ранее (когда Аврам только призывался Богом):

что обещает Бог верующему человеку? – Весь мир как историю и СамогоСебя.

За века, за эпохи до Своего воплощения Сын Божий показал Авраму Себя всвященстве Мелхиседека. Позднее Он покажет Себя в человеческом образе как Ангела(одного из трех Ангелов Ветхозаветной Троицы), у Которого Авраам смело просил помиловать грешников. А под конец жизни Господь даст Аврааму обетование с клятвой, и поклянется Самим Собой (Евр. 6:13; Быт. 22:16).

Мы живем в историческом времени, где нет постоянства – прежде всего, в общении с кем бы то ни было. А верующий живет иначе: верующий через провалы во времени – имеет общение с Тем, в Кого верит.


[1] Ап. Павел говорит о «коварстве подхода (meqode…a) обольщения»: «дабы мы не были более младенцами, которые колеблются (как волнами) и носятся всяким ветром учения по жульничеству [как при игре в кости] человеков в коварстве подхода обольщения» (Еф. 4:14).

[2] См. статью Е.А. Авдеенко. Самочувствие Церкви – в Аврааме, Моисее, Иакове.

[3] См. статью Е.А. Авдеенко. Земля как церковное достояние.

[4] В этой связи действия по ослаблению армии, унижение военнослужащих, бездомное офицерство, уничтожение суворовских и нахимовских училищ – это антицерковное дело. Преступники такого рода есть в точном смысле слова «враги народа».

[5] Кедорлаомер вышел из Сирии и вернулся туда – обогнул Иордан, нигде его не переходя.

[6] «Долина Шаве» ― э мек Шаве может означать «долина ровная» (рав. А. Каплан). Вероятно, от встречи Аврама и двух царей она стала называться Долина царская. Это предместье Иерусалима. Э мек ха-мéлех – «долина Царя», возможно название дано в честь Мелхиседека. В этом предместье Иерусалима Авессалом поставит себе памятник (2 Цар. 18:18). Иосиф Флавий полагает, что это долина потока Кедрон.

[7] См. статью Е.А. Авдеенко. Самочувствие Церкви – в Аврааме, Моисее, Иакове.

[8] LXX: «хлебы и вино». ТМ предпочтительнее, поскольку речь идет не о продовольствии: Мелхиседек вынес Авраму символический дар.

[9] «Священник» ― кохен!hK, ƒereЪj. Первое упоминание священства.

[10] «Бога Всевышнего» ― Эл Элйон!wyl[ la, toа Qeoа toа Шy…stou. Имя Божье «Вышний (Всевышний)» употребляется и само по себе (Числ. 24:16), и в сочетании с другими именами: Яхве Элйон (Пс. 7:18), Элохим Элйон (Пс. 57/56:3); бене Элйон – сыны Всевышнего (Пс. 82/81:6). В письме египетского наместника Палестины фараону Аменофису IV (из Тель-ель-Амарнской библиотеки) упоминается, что божеством вверенного ему города считается Эл Элион, он же Салим.

[11] Малки-цéдек может быть имя собственное, и может быть титул царя Иерусалима. Во времена Иисуса Навина Адони-цéдек qdc-ynda был царь Иерусалима, аморреянин (Нав. 10:1, 3, 6).

[12] Ср. Пс.75/76:3: «И бысть в мире: ™n e„r»nV (ТМ: в Салиме, ве-шалем ~lvb) место Его и обиталище Его в Сионе». Ап. Павел «истолковывает» «царь Салима» как «царь мира – basileЭj e„r»nhj» (Евр. 7:2). «Салим» – шалем ~lv – апостол понимает не как имя Иерусалима,а как духовный мир. Для священства Мелхиседека существенно не то, где он царствует, а то, чего он властитель на всяком месте: это праведность и духовный мир.

[13] LXX не уловили этот смысл и перевели: Цj œktisen – «Который создал» небо и землю.ТМс (также перевод Йосифона и р. Каплана): «Владыка неба и земли» – также не передает смысла оригинала.

[14] Во Христе две природы (Божественная и человеческая), личность – одна.

[15] См. статью Е.А. Авдеенко. Первое условие спасения – до веры.

[16] Все творение различно призывается к Творцу через Слово. В материальном мире совершаются формы; в мире ангельском произошло определение воли (и разделение) небесных сил. Иное дело – человек: человечеству прямо дана заповедь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Бог, «Начало разумной твари, пребывая неизменным само по себе, никогда не перестает сокровенным вдохновением призыванияговорить с той тварью, для которой оно служит началом, чтобы она обращалась к Тому, от Кого происходит. Потому что в противном случае она не может быть образованною и совершенною» (блж. Августин, О книге Бытия, I, 5).

Бог Начало призывает к Себе все творение в Слове. Поэтому на вопрос, кто Он, Христос ответил: «Начало, как и говорю вам» (Ин. 8:25).

[17] Христу надлежало родиться не в Иерусалиме (или предместье), где Мелхиседек встретил Аврама, но в Вифлееме, граде Давидовом. То есть Христос и по роду и по месту рождения никак не связан с Левитским священством и Храмом. Во Христе произошла «перемена священства». Может быть, это и было мистическим обстоятельством, которое удерживало евреев от завоевания Иерусалима: окончательно он был завоеван только при царе Давиде (2 Цар. 5:56).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: